Проблемное поле и задачи философии техники

Научно-технические революции, создавшие в XX в. единое представление о научно-техническом прогрессе, актуализирова­ли исследование в философии такого явления, как техника.

Философия техники – одно из значимых направлений в соста­ве философского знания, нацеленное на осмысление многоаспект­ного феномена техники, требующего междисциплинарного подхо­да при системном исследовании техники в историко-цивилизационном, культурологическом, методологическом, антропологичес­ком, нравственно-эстетическом и аксиологическом контекстах.

Системный подход позволяет увидеть современную технику как сложную систему, в которой тесно взаимосвязаны такие ее эле­менты, как: информационные технологии (прием, хранение, обра­ботка, передача информации); производственные комплексы ма­шин, технологий; сосудистая система (водо-, газо-, нефтепроводы, линии электропередач); транспорт; медицинские технологии; во­енная техника и технологии; техника в системе образования; бы­товая; научная; связанная с туризмом и отдыхом. В вычислитель­ной технике используется понятие high tech – “высокая техноло­гия”, под которым понимается прикладная наука и техника, вклю­чая вычислительную технику и электронику, а в широком смысле – специализированная техническая новинка высокой сложности.

Имея глубокие корни еще в XVIII в., связанные с появлением книги И. Бекмана “Руководство по технологии, или Познание ре­месел, фабрик и мануфактур” (1777 г.) и в XIX в. с выходом труда Э. Каппа “Основные черты философии техники” (1877 г.), совре­менная проблематика философии техники оформляется в 60 – 70-е гг. XX в. и включает в себя сложный спектр мировоззренческих вопросов: что такое техника как феномен культуры; какова ее роль и функции в цивилизационном развитии; каковы ее формы и гра­ницы воздействия на человеческое бытие; является ли техника благом для человечества и каковы сценарии перспектив дальней­шего цивилизационного развития современного общества на тех­нической основе.

В терминологическом смысле речь идет о греческом слове “techne”, имеющем несколько значений, а именно:

  1. искусство, на­вык исполнения чего-либо;
  2. артефакт (изготовленный человеком предмет инструментального назначения);
  3. машина (хитроумное устройство, предназначенное для замещения рабочей силы человека, ее умножения, имеющее собственную двигательную основу).

В историческом плане принято говорить о технике как орудиях труда, машинах, механизированных и автоматизированных комп­лексах различного функционального назначения, информацион­ных системах, совокупности коммуникаций(транспортных, промышленных, медицинских, образовательных, сервисных и др.).

Орудия труда являются непосредственным доказательством происхождения человека посредством предметно-практической деятельности. Археологические находки, сделанные супругами Лики в Восточной Африке, позволяют говорить о том, что техни­ка появилась в виде орудий труда 2 млн лет назад. Практически сразу же определилось ее инструментальное назначение, которое разнообразилось в рамках происходившего общественного разде­ления труда. К XIX в. техника применялась в большинстве сфер промышленного производства и надстроечных сферах, связанных с гражданским обществом, политикой, духовностью.

В этих усло­виях возникла необходимость:

  1. философского осмысления науч- но-технического прогресса, изучения уже существовавшей тради­ции рефлексии над конструктивными принципами человеческой, в частности инженерной, деятельности;
  2. определения ценност­ного статуса техники в системе культурных приоритетов общественного сознания;
  3.  разработки эффективных концепций ин­женерно-технического творчества.

Первым к проблеме оценки социокультурного статуса техники обратился Аристотель. Он сравнивал техническое творчество с научной деятельностью и самой природой. В конечном итоге он пришел к выводу, что конструирование техники входит в задачу ремесленников. А эти люди не имеют высокого социального поло­жения: их труд напоминает, скорее, копирование аналогов из при­роды. В этом смысле ни техника, ни ремесленники не могут влиять на прогресс. Их статус определяется как нейтральный.

В новоевропейской философии отношение к технике и ее твор­цам начало изменяться. Во многом это было связано с тем, что начал меняться статус субъекта технического творчества. Эти из­менения были отражены в работах Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Р.Декарта, К.Семяновича, Б.Паскаля.

Новые идеи заключались в следующем:

  1. техника, переходящая из ремесленного занятия в професси­ональную инженерную культуру, основанная на достижениях ес­тествознания, становится мощным фактором общественного раз­вития;
  2. техника является разновидностью научной практики и дол­жна входить в структуру научного исследования;
  3. основы техники заключены в строгом логико-математичес­ком и физическом мышлении и расчетах. Техника рациональна;
  4. технических специалистов необходимо готовить по научным методикам как особого рода элиту, призванную обеспечить обще­ство совокупностью инструментальных артефактов;
  5. рациональная техника требует свободного рынка инженер­ного труда;
  6. техногенное развитие должно соотноситься с возможностя­ми существующей природной системы.

Под влиянием этих идей в Британии началась промышленная революция, охватившая в последующем континентальную Европу. Начала формироваться система высшего политехнического обра­зования. В XIX в. появились первые профессиональные сообще­ства инженеров. Некоторые из их членов активно занялись фило­софскими проблемами техники (И. Бекманн, Г.М. Поппе, Э. Капп, Ф. Рело, А.А. Павловский, А. Ридлер, П.К. Энгельмейер и др.).

Инженеры пытались осмыслить ценностный статус техники в культуре и цивилизационном процессе. Так, в 1877 г. Э. Капп из­дал книгу “Основные черты философии техники”. В ней он обо­сновал органопроективную концепцию техники, согласно кото­рой артефакты являются естественным продолжением органов человека. В конце XX – начале XXI вв. эта идея получила практи­ческую реализацию в развитии информационных систем (искус­ственный интеллект) и генной инженерии (создание искусствен­ных органов и внедрение их в организм человека).

В 1896 г. работавший в Витебске инженер-железнодорожник А.А. Павловский издал книгу “Успехи техники и влияние их на ци­вилизацию”. В ней он уделил внимание осмыслению феномена тех­ники, инженерной деятельности, влиянию техники на домашний быт человека и положение женщины в технизированном обществе. Предметом осмысления стал и статус самих инженеров в куль­туре.

Эту задачу решил Т.Веблен. Логика рассуждений ученого следующая:

  1. общество исторически приобрело новую основу развития в лице техники. Это приобретение произошло на индустриальной стадии, после промышленной революции;
  2. индустриальная система механизирована и регулируема. Она питается техническими и технологическими знаниями, раз­рабатываемыми инженерами;
  3. логике чистого научно-технического развития противосто­ ит логика частнособственнических капиталистических интересов, ведущая человечество к катастрофе и многочисленным антигу­манным последствиям;

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)