Проблема субъекта и объекта познания

Важнейшими компонентами познавательной деятельности яв­ляются субъект и объект познания. Субъект познания – носитель деятельности, сознания и познания, это человек, который познает выделенный в процессе практической и познавательной деятель­ности фрагмент объективной реальности, который овладел со­зданным человечеством миром и формами культуры, активно ис­пользует накопленные до него знания, сохраняет их и генерирует новые.

Определяющую роль в формировании конкретного инди­видуального субъекта познания играет выработанная обществом культура, своего рода “общественный дух”, “неорганическая при­рода”, выступающая для каждого отдельного индивида во внешне данных формах культуры. Овладевая этими формами, отдельный индивид приобщается к общественному субъекту (обществу с его миром культуры), делает себя его частью и постепенно выступает как познающий субъект.

Объект познания – это такой фрагмент реальности, который противостоит субъекту в его познаватель­ной деятельности. Объект познания является такой частью объек­тивной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом, которая выделена им при помощи практической и по­знавательной деятельности, наработанных обществом на определенном этапе его развития. Так, например, элементарные части­цы стали объектом познавательной деятельности только на рубе­ же XIX-XX вв., когда наука и практика именно этого времени сделала возможным их изучение.

Познание, таким образом, есть особое отношение между субъек­том и объектом. Каков же характер этого отношения, в чем его сущ­ность? В истории философии трактовка данной взаимосвязи ме­нялась, как, впрочем, изменялось и толкование самих субъекта и объекта познания.

В этом смысле можно говорить о следующих основных философских моделях субъект-объектного отношения:

Объектно-натуралистическая модель, в которой главная роль отводится, по существу, объекту познания, а само позна­ние понимается как процесс отражения объекта в сознании субъекта.

Ее истоки лежат в античной философии, хотя сами понятия субъекта и объекта познания стали отчетливо применяться в гно­сеологии только в Новое время. Так, в трудах Эмпедокла, Демокрита и других мыслителей древности была разработана так назы­ваемая “теория истечений”, согласно которой с поверхности пред­метов постоянно отделяются как бы тонкие пленки (“образы”), повторяющие внешние характеристики вещи. Они попадают в наше тело (например, в глаз) и вызывают в сознании соответству­ющие ощущения. При всей наивности этой теории в ней явно про­сматривается основная идея объектно-натуралистической моде­ли познания: объект познания влияет на субъекта.

Наиболее четко эта модель оформилась в механистическом мате­риализме XVII-XVIII вв. Ее основные положения могут быть сведе­ны к следующим. Субъектом познания выступает отдельный инди­вид (“гносеологический Робинзон”), который, будучи природным существом, взаимодействует с объектами по чисто физическим за­конам, его роль сводится, главным образом, к созерцанию познавае­мых предметов. И хотя им могут применяться и различные экспери­ментальные операции с ними, тем не менее и в этом случае субъект выступает преимущественно в роли наблюдателя, фиксирующего опытные данные. Объект же познания, природное тело активно воз­действует на субъекта и вызывает в нем чувственные образы, “картинки” вещей.

“Причиной ощущения, – говорит, например, Т. Гоббс, – является… объект, который давит на соответствующий орган”1. Эти чувственные данные обрабатываются, анализируются субъектом с помощью разума – таким образом обнаруживается сущность вещи, законы ее бытия. Все наше знание, следовательно, имеет своим источ­ником чувственно-воспринимаемые объекты, а сам процесс есть “зер­кальное” отражение объекта в сознании субъекта.

Данная модель весьма упрощенно и грубо, особенно с совре­менной точки зрения, представляет процесс познания. Вместе с тем ей удалось схватить и некоторые черты, реально присущие большинству познавательных актов: “активность” объекта, ситу­ацию его воспроизведения в сознании субъекта, роль чувственно­го опыта в познании. Эти идеи были позже переосмыслены и ис­пользованы различными гносеологическими теориями.

Субъектно-рефлексивная модель, в которой предпочтение от­дается творческой активности субъекта, его теоретическому ос­мыслению (рефлексии) объекта и самого процесса познания. Истоки этой модели обнаруживаются уже в философии Р. Де­ карта, который обратил внимание на проблему достоверности по­знания и обоснования знаний, получаемых субъектом. Ее решение философ ищет в сфере сознания субъекта: именно в ней можно обнаружить теоретический базис познания.

Отмечая, что знание внешних объектов всегда носит опосредованный характер, Декарт подчеркивает, что непосредственный доступ человек имеет лишь в свою субъективность, и поэтому наиболее простым и достовер­ным является познание субъективных состояний. В основе же этой достоверности лежит мысль о собственном существовании субъек­та: “Я мыслю, следовательно, существую” – самая несомненная и достоверная истина.

Правда, в познании, по Декарту, следует до­пустить и реальное существование внешнего мира, ибо Бог, создавший его, не может быть обманщиком… Но главное в познании все- таки заключается в деятельности мышления субъекта, в его крити­ческой рефлексии над получаемым знанием.

Свои законченные формы субъектно-рефлексивная модель при­обрела в немецкой классической философии, которая также ори­ентируется на внутреннюю активность сознания (И. Кант, И. Фих­те, Г. Гегель). Ее заслугой был прежде всего пересмотр традиционного представления об отношении субъекта и объекта: из субъекта-созерцателя человек превращается в субъекта-деятеля. Он активно вторгается в объект познания не только отражая в своем сознании его свой­ства, но и в некотором смысле создавая их – характеристика познаваемого объекта зависит от способов познания. Иногда эта мысль выс­казывается даже в чересчур резкой форме: “рассудок не черпает свои

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)