Типология политических систем: тоталитаризм, авторитаризм, демократия

Существуют многочисленные классификации политических систем. Так, со времен Платона (428/427–348/347 до н. э.) известна их классификация в зависимости от форм правления:

  • а) монархия, правление одного человека, передающего свою власть по наследству, и ее искаженная форма – тирания (самовластное правление одного лица);
  • б) аристократия, правление нескольких достойных людей, и искаженная форма – олигархия (власть малочисленной группы лиц, которые правят в своих интересах);
  • в) демократия, правление многих или всего народа, и искаженная форма – охлократия (власть толпы).

Часто используется типология политических систем в зависимости от формы политического режима, который характеризует тип политической системы с точки зрения содержания деятельности политических институтов и методов руководства. Используя понятие политического режима, мы можем за фасадом государственных институтов увидеть состояние демократических прав и свобод, соотношение между государственной властью и правовыми основами ее деятельности. Политологи различают три основных политических режима: тоталитаризм, авторитаризм и демократию.

Тоталитарные режимы

Тоталитарные государства XX в. коренным образом отличаются от деспотических режимов прошлого. Из истории мы знаем, что Петр I в России и Людовик XIV во Франции были весьма могущественными и деспотичными правителями, чья власть была ограничена примитивными средствами коммуникаций. До конца XIX в. все средства сообщения были настолько медленны и малоэффективны, что у большинства самодержавных правителей не имелось возможности осуществлять полный контроль над всей территорией своих государств. Петр I и Людовик XIV могли требовать внешнего подчинения, получать знаки подтверждения своей власти, но не могли контролировать все аспекты жизни общества, и простые граждане сами распоряжались своей личной жизнью. Гигантский прогресс в развитии техники привел к появлению условий для возникновения тоталитарных режимов XX в.

Пример

Английский писатель Джордж Оруэлл в 1949 г. буквально ошеломил мировую общественность публикацией своего романа «1984», написанного в жанре антиутопии, где яркими красками изображена жизнь людей в тоталитарном государстве. Личность в таком обществе не обладает правами, а наделена исключительно обязанностями. Правительство может по собственному усмотрению установить слежку за любым человеком, арестовать и допросить его. Телевизионные камеры следят за людьми на улицах и в общественных местах, проникают в дома. Целью такого неустанного наблюдения является стремление поставить каждого человека и даже его мысли под контроль государства. Художественное воображение писателя создало страшные картины насилия и жестокости, заставившие современников содрогнуться и узнать в них черты таких фашистских и полуфашистских государств XX в., как гитлеровская Германия и Италия в период правления Муссолини.

Очевидно, что при наличии современных электронных устройств государство еще больше расширило свои возможности контролировать личную жизнь и общение граждан, политическую сферу и сознание. Благодаря электронному контролю государство способно навязывать нужную систему ценностей, координировать и централизованно использовать ресурсы общества, а значит, строго регламентировать социально-экономическую жизнь.

Определение понятия

Тоталитарный режим представляет собой систему правления, при которой одна партия держит в руках всю политическую, экономическую, военную и судебную власть в стране. В политике тоталитаризм (от лат. totalis – «весь, целый, полный») понимается как установление полного контроля государства над гражданами. В политический словарь этот термин впервые ввел идеолог итальянского фашизма Бенито Муссолини в 1925 г. для характеристики своего политического движения.

Российский философ, правовед и публицист И. А. Ильин в работе «Наши задачи» (1956) определил тоталитаризм как «политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан». Это строй, где всепроникающий контроль доходит до последнего закоулка городского подвала, деревенского чулана, личной души, научной лаборатории, композиторской фантазии, больницы, библиотеки, газеты, рыбачьей лодки и церковной исповедальни. Основной принцип тоталитарного общества: запрещено все, кроме того, что приказано.

Мировая политическая история знает две разновидности тоталитарных систем: коммунистическую (СССР до «оттепели» 1961 г.) и националистическую (фашистская Германия и Италия при Муссолини). Коммунистический и националистический тоталитаризм различаются в основном содержанием идеологий (марксизм-ленинизм и фашизм), но с точки зрения организации политической системы имеют много общего. Так, американский политолог Збигнев Бжезинский (р. 1928) называет шесть основных признаков тоталитарного режима.

  1. Всеобщая идеология. Тоталитарная идеология представляет собой определенную систему ценностей или теорию, которая применяется ко всем областям человеческой жизни и включает толкование истории, экономики, социально-политического развития. Все граждане обязаны выражать молчаливую поддержку официальной идеологии и тратить время на ее специальное изучение. Достаточно ярким примером является система марксистско-ленинского образования в СССР.
  2. Одна партия. Легально может существовать только одна партия, которая находится под руководством одного человека, настолько полно отождествляемого с идеологической доктриной и судьбой государства, что вокруг него создается культ личности (пока он остается у власти). Известные примеры из истории: Сталин в России, Гитлер в Германии, Муссолини в Италии, Мао Цзэдун в Китае.
  3. Организованный террор. Аппарат тайной полиции использует как физические, так и психологические методы воздействия, является важнейшей опорой тоталитарных режимов. Известно, что никакие судебные и правовые ограничения не распространялись на немецкую тайную полицию (гестапо) и советские органы НКВД.
  4. Монополия на средства коммуникации. Основной функцией средств массовой информации является пропаганда официальной идеологии среди народа.
  5. Монополия на оружие. Только правительство владеет легальными средствами вооружения, что почти полностью исключает возможность вооруженного сопротивления.
  6. Экономический контроль. Существует жесткий централизованный контроль над экономикой, который преследует две основных цели. Во-первых, он позволяет усилить могущество государства, поскольку все природные ресурсы могут быть предоставлены тяжелой промышленности (для производства вооружения и усиления военно-промышленного комплекса). Во-вторых, централизованная экономика служит средством политического управления («перераспределение человеческих и материальных ресурсов в целях повышения эффективности народного хозяйства» – типичный газетный штамп советского периода).

Цитата и интерпретация

Б. Муссолини последовательно излагает свою «Доктрину фашизма» (1932) как бесчеловечную систему «идеального насилия» над личностью и обществом: «Фашистское Государство является воплощенной волей к власти и управлению. Римская традиция здесь – идеал силы в действии… Для фашизма подъем империи, т. е. расширение нации, является сущностным проявлением жизнеспособности и противоположностью признакам упадка. Люди, которые возвышаются или поднимаются вновь после периода упадка, – всегда империалисты; любое отступление есть признак упадка и смерти. Фашизм – это учение, наилучшим образом приспособленное представлять стремления и надежды народа… который поднимается вновь после многовекового унижения и внешнего порабощения. Но империя требует дисциплины, координации всех сил и глубоко осознанного чувства долга и жертвенности: этот факт объясняет многие аспекты практической работы режима, характер множества сил в Государстве и необходимость строгих мер, которые должны быть приняты против тех, кто будет противостоять этому спонтанному и неизбежному движению…»

Авторитарные режимы

Авторитаризм, автократия (от лат. auctoritas – «властный») значительно мягче тоталитарной политической системы. Власть при авторитаризме стремится жестко контролировать политическую сферу, но не вмешивается (или слабо контролирует) в культуру, экономику, личную жизнь граждан. Авторитарные политические режимы способны развиваться даже в условиях рыночной экономики. Типичным примером могут служить авторитарные режимы Чон Ду Хвана в Южной Корее и Пиночета в Чили.

Политическая власть в условиях авторитаризма концентрируется в руках одного человека (монарха, тирана) или группы лиц (хунта). Достаточно часто власть опирается на армию, использует политические репрессии. Права и свободы граждан при таком режиме значительно ограничены; невозможно существование серьезной легальной оппозиции; все политические партии и профсоюзы находятся под контролем государственной власти. Философию авторитаризма образно выразил король Генрих V, один из героев Шекспира: «Обязанности каждого подданного – это обязанности короля, но душа каждого подданного – это его личная собственность».

Однопартийная автократическая система распространена сегодня в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки. Авторитарные правительства не пытаются контролировать все сферы человеческой деятельности. Как правило, они не вмешиваются в экономическую, культурную, социальную, религиозную и духовную жизнь общества, однако при этом существует достаточно жесткий контроль над сферой политики. Власть, порядок, повиновение становятся при авторитарном правлении во главу угла, оставляя мало места свободе и участию народа. Если даже в таком государстве и есть какие-то демократические институты, то реального практического значения они не имеют. Хорошо известна фраза Людовика XIV, характеризующая практику авторитарного правления: «Государство – это я».

Пример

Политологи считают «традиционным» авторитарным государством франкистскую Испанию (1939–1979). У диктатора и его сторонников не было четкой идеологической доктрины, средства массовой информации лишь частично контролировались властью, экономическое развитие осуществлялось достаточно свободно. Главное же заключается в том, что Франко был больше заинтересован в политической пассивности и подчинении народа, а не в активном осуществлении с его помощью своих устремлений. Американский политолог Джин Киркпатрик (1925–2006) добавляет еще одну черту, отличающую авторитарное правление от тоталитаризма: при автократии допускаются определенные изменения в социально-политической системе, которые при тоталитаризме однозначно невозможны. Так, во франкистской Испании пусть медленно, но все же происходила либерализация режима, которая усилилась в 1970-е гг. после смерти Франко, когда были разрешены все основные политические партии, профсоюзные организации. В 1979 г. в Испании прошли свободные парламентские выборы, что ознаменовало возвращение страны к демократической системе правления.

Переход от тоталитаризма к автократии может происходить эволюционным путем, в течение многих десятилетий, при этом достаточно сложно назвать историческую дату такого перехода. Например, современные политологи по-разному интерпретируют время, когда в России произошел переход от тоталитарной советской системы к авторитарной: одни полагают, что это 1960-е гг., время хрущевской «оттепели», другие называют 1970-е гг. – период небезызвестного застоя, когда значительно ослаб идеологический контроль.

Демократические политические системы

Демократические государства коренным образом отличаются от тоталитарных и авторитарных режимов. В современной политической науке термин «демократия» имеет множество значений: он употребляется для обозначения политического мировоззрения как синоним прав и свобод граждан, как социально-политическая ценность, как форма государственного устройства. В переводе с греческого слово демократия означает власть народа, т. е. основная черта демократической политической системы состоит в признании народа в качестве источника власти и суверенитета. При демократии народ учреждает основные органы власти, выбирает своих представителей и периодически осуществляет их смену через систему перевыборов. Народ участвует в разработке и принятии законов через референдумы и путем делегирования своих представителей в законодательные органы власти (парламент, конгресс, дума и др.). В демократическом государстве поощряются политический плюрализм (существование разных взглядов на политический процесс) и гласность (право свободно выражать свои взгляды).

При демократии действует принцип конституционализма, согласно которому конституция государства обладает высшей юридической силой по отношению к другим правовым нормам. Все основные принципы государственного управления, важнейшие права и свободы граждан закреплены в конституции.

Определение понятия

Конституция (лат. constitutio – «установление») в ее современном значении, т. е. как основной закон государства, возникла в Новое время. После буржуазных революций мир узнал о создании первых конституций. Французская конституция 1791 г. (которая так никогда и не была применена) пыталась заменить правление Людовика XIV независимым народным правительством. Американская конституция 1787 г. провозгласила образование Соединенных Штатов Америки, причем с момента принятия до сегодняшнего дня она ни разу не пересматривалась. Интересно, что в Великобритании нет писаной конституции, однако традиция, обычаи, закон и вся предшествующая история имеют такое сильное влияние, что английское правительство считает себя связанным и ограниченным порядками, сложившимися в течение столетий. Можно сказать, что Великобритания тоже управляется с помощью конституции.

В современной политической науке термин конституция трактуется достаточно широко. В частности, считается, что конституция представляет собой свод правил и норм, писаных и неписаных, юридически оформленных или неоформленных, которыми правительство руководствуется в своей деятельности (Ч. Мелвейн). Для внесения изменений и поправок в основной закон государства в каждой стране предусмотрены специальные процедуры, которые значительно сложнее, чем при прохождении обычных законодательных актов.

Пример

В частности, в Швеции предлагаемые поправки к конституции должны дважды пройти через законодательное собрание, а в промежутке – через всенародный референдум. Во Франции изменения в конституцию имеет право вносить исключительно национальный конгресс (совместное собрание палаты депутатов и сената). В том случае, если принимается новый текст конституции, он обязательно выносится на всенародный референдум; при этом за него должно проголосовать более половины граждан, имеющих право голоса.

В демократических государствах действует институт конституционного надзора. Во многих странах функции конституционного надзора осуществляет конституционный суд (ФРГ, Франция, Россия). Если закон признается противоречащим конституции, он теряет силу и не подлежит исполнению.

Большое значение имеет законодательное закрепление в конституции основных гражданских свобод и прав человека. Демократические государства признают Всеобщую декларацию прав человека, принятую в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Являясь символическим выражением мнения мирового сообщества, этот документ содержит основополагающие демократические заповеди и идеалы.

Современная конституционная демократия находит свое воплощение в таких важных принципах, как парламентаризм; выборность и сменяемость органов власти, их ответственность перед обществом, избирателями. Под парламентаризмом понимается процесс становления и развития в государстве самостоятельного политического института – органов законодательной власти. Парламент занимает центральное место в системе государства, только он имеет право принимать законы; правительство лишь участвует в разработке законопроектов и выносит их на утверждение парламента.

В парламентских республиках и конституционных монархиях действует институт парламентской ответственности, при котором парламент обладает правом контролировать деятельность правительства. В президентских республиках парламент осуществляет контроль иными методами: ратифицирует (утверждает) заключенные правительством договоры, утверждает бюджет, дает согласие на назначения в правительство.

В условиях демократии связь гражданского общества и государства реализуется через политические партии и систему функционального представительства. На выборах в парламент, местные и центральные органы власти избиратели голосуют за кандидатов, выдвигаемых политическими партиями. Борьба партий в демократическом обществе отражает сложный процесс взаимодействия и столкновения социально-политических интересов. Согласно конституции, партии обязаны бороться за власть и политическое влияние легальными методами. Партия, находящаяся у власти, не может применять по отношению к оппозиционным силам насильственные методы и должна гарантировать своим оппонентам возможность пользования всеми политическими правами и свободами.

Таким образом, в основе практики современной демократии лежат общественное согласие, ставшие нормами политической культуры традиции законности, терпимости к инакомыслию, неприятие насилия, отход от конфронтационного типа политического мышления. Эти принципы вырабатывались на протяжении истории, внедрялись в сознание людей в течение многих десятилетий. В современной политике демократия стала одним из самых весомых понятий и даже приобрела значение символа свободного развитого человека в свободном обществе.

Цитата и интерпретация

Политологи различают формальную и органическую демократию. Сторонники формальной демократии полагают, что все люди равны от рождения, в глубине души добры и благородны, поэтому государство каждому должно предоставить одинаковые права и свободы. Как только будут формально провозглашены демократические права и свободы, в обществе начнется расцвет демократии.

Русский философ Иван Ильин критиковал сторонников формальной демократии за утопизм, справедливо подчеркивая, что это воззрение является всего лишь политическим догматом, укоренившимся в обществе, где «все формально свободны, все формально равны и все борются друг с другом за власть ради собственных интересов, прикрываемых общей пользой»[36 – Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: в 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 291.]. Действительно, решающее значение имеет не формальный подход, а содержательная сторона демократии. По мысли Ильина, гражданин неотрывен от своего духа и правосознания; если он нравственно не развит, то будет вредить своему государству на каждом шагу: неисполнением своих обязанностей, произвольным преувеличением своих полномочий, взятками и растратами, коррупцией и шпионажем. Формальная демократия, которая учитывает лишь внешние, количественные показатели, превращает свободу в свою противоположность – в хаос и анархию.

Истинной, по Ильину, является органическая, или творческая, демократия. Она постепенно вырастает из развития внутренней жизни всех граждан. Для наступления органической демократии необходимы социальные и духовные основы. Ильин называет несколько наиболее важных предпосылок творческой демократии:

  1. Живое чувство государственной ответственности, без которой народ не способен к демократии и погубит ее.
  2. Искусство свободы, под которым следует понимать умение пользоваться свободой и бороться за нее. Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией.
  3. Высокий уровень правосознания, уважение и добровольное соблюдение законов.
  4. Государственно-политический кругозор, глубокое понимание гражданами внутренних и внешних задач государства.
  5. Политический опыт, определенные демократические традиции.
  6. Социальные основы демократии: уважение к труду, крепкая семья, хозяйственная самостоятельность гражданина (или личная способность и общественная возможность кормить свою семью честным трудом).

И. А. Ильин выступал против немедленного провозглашения демократии «во что бы то ни стало». Он был уверен в том, что страна, лишенная необходимых предпосылок для здоровой творческой демократии, не должна вводить у себя этот режим до тех пор, пока его основные предпосылки не будут созданы. Современная политическая история подтвердила идеи великого русского мыслителя, которые сегодня признаны классическими в теории демократии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)