Современная рыночная среда и финансовый менеджмент в компаниях

За последние годы произошли существенные изменения во внешней и внутренней среде функционирования компаний как на глобальном рынке, так и в нашей стране.

Следует отметить следующие значимые характеристики рыночной среды (как внешней для компании), которые меняют логику и алгоритмы принятия управленческих решений, включая финансовые:

  • нарастающая динамичность и неопределенность внешнего окружения, которые получают дополнительное ускорение с ростом глобализации различных рынков (капитала, товаров, труда);
  • наличие выбора или, иначе говоря, альтернативность в использовании как ресурсов на входе, так и продуктов (услуг) на выходе;
  • нарастание конкуренции на товарных рынках и рынках труда в связи с ограниченностью ресурсов и эволюция конкурентных преимуществ от материальных ресурсов в области инноваций, интеллектуальных ресурсов (брендов, торговых марок, сетевых отношений и т.п.), что в целом характерно для постиндустриальных экономик;
  • рост значимости менеджериальных услуг, связанных с наличием таких значимых для современных компаний специфических нематериальных ресурсов, как организационные и ресурсы отношений. Это приводит к дефициту на рынке качественных управляющих — наемных менеджеров и к росту затрат по их денежному вознаграждению;
  • конкурирование на рынке капитала за деньги инвесторов и, как следствие, рост значимости позиции инвестора в компании (владельца финансового капитала);
  • рост внутреннего рынка капитала и возникновение конкуренции за капитал внутри компании из-за сохранения выгод диверсифицированного роста (особенно в развивающихся странах со слабо развитыми контрактными отношениями);
  • сохранение локальных (сегментированных, не интегрированных в мировой глобальный рынок) рынков капитала с наличием барьеров на движение денег и специфическими страновыми рисками. Еще большая специфика возникает в странах с переходной экономикой, где отсутствует культ частной собственности и предпринимательского риска и сильны культурные традиции социалистического хозяйствования. На этих рынках возникают особенности в реализации принципов финансового менеджмента, а в академических исследованиях отмечается разработка специфических моделей и процедур анализа эффективности принимаемых решений и оценки активов.

Определенные подвижки наблюдаются и на глобальном финансовом рынке (включая рынок капитала), а также в структуре держателей финансовых ресурсов. Как общемировая тенденция отмечается усиление финансового сектора экономики.

Финансовые активы всего мира (капитализация локальных фондовых рынков, внешние и внутренние долги государств и компаний, а также банковские депозиты) за 2005 г. выросли со 133 до 140 трлн дол.

Традиционно показателем развитости считается отношение финансовых активов к величине валового внутреннего продукта (ВВП).

В США, где финансовые рынки самые зрелые, отношение активов к ВВП достигло в 2005 г. 4,05 (десятилетием раньше — 3), в Европе — 3,03 (1,8). США к 2007 г. продолжают оставаться «финансовым пылесосом мира»: по оценке МcKinsey, на эту страну приходится 85% мирового притока капитала. У процесса бурного роста финансового сектора отмечаются два последствия: хорошее и плохое. С одной стороны, рост финансового сектора позволяет быстрее перераспределять деньги «от богатых к умным». Финансовые рынки дают адекватную оценку стоимости активов, поэтому с их развитием ресурсы становятся более мобильными.

Причем выигрывают компании «новой экономики». Главный экономист Международного валютного фонда Р. Зингалес в своих работах доказывает, что рост финансового сектора ускоряет развитие высокотехнологичных сфер (электроники и фармацевтики), но почти бесполезен для таких отраслей, как, например, табачная.

Сохраняется разрыв в степени зрелости между развитыми и развивающимися финансовыми рынками.

Развитые (developed) рынки характеризуются стабильностью (незначительностью колебаний процентных ставок), масштабностью операций на финансовом рынке и развитой рыночной инфраструктурой.

К рыночной инфраструктуре традиционно относят правовую защиту прав собственности и правовое обеспечение финансовых операций, систему информационного обеспечения субъектов рынка, ликвидность финансовых инструментов (активов), условия работы и масштаб деятельности финансовых посредников.

Развивающимся рынкам (emerging markets) присущи:

  • высокие политические и другие нерыночные риски;
  • низкие объемы операций и длительные сроки их проведения;
  • информационная закрытость;
  • излишнее вмешательство государства (жесткое регулирование и надзор);
  • зависимость от развитых рынков.

Высокая развитость финансового рынка имеет и определенные негативные последствия для принятия управленческий решений на уровне компаний. Все больше топ-менеджеров крупных компаний мира ощущают давление фондового рынка и их ключевых игроков на принятие решений (как кратко-, так и долгосрочных). Опросы и ряд исследований показывают, что менеджеры часто вынуждены ориентировать свою инвестиционную политику на краткосрочный период, поскольку при рыночной оценке компании инвесторы не учитывают будущие выгоды от долгосрочных вложений, т.е. «страдают близорукостью».

Среди ключевых держателей финансовых ресурсов также произошли существенные изменения. Частные инвесторы уступили место профессиональным участникам рынка (различным инвестиционным фондам).

Существенную роль в принятии решений в компаниях стали играть фонды прямых инвестиций (private equity). Еще десятилетие назад компании, реализовывающие поглощение в качестве стратегического инвестора, имели преимущество перед этими фондами, так как могли обеспечить оплату покупки и собственными акциями, и денежными средствами.

Более того, рынок существенно доплачивал за потенциальное улучшение качества управления, что позволяло стратегическому инвестору-покупателю платить премию к расчетной справедливой цене. В последние годы (начиная с 2002 г., после краха интернет-пузыря и терактов 11 сентября 2001 г.) из-за дешевизны заемных средств фонды прямых инвестиций и хедж-фонды стали привлекать огромные финансовые ресурсы и легко входить в капитал интересных для них компаний.

Мировые компании прямого инвестирования выходят и на российский рынок: TPG, Permira, Blackstone. Значимыми игроками становятся фонды, созданные специально под инвестирование в российскую экономику: Baring Vostok Capital Partners, Delta Private Equity, Alfa Capital Partners, Russia Partners.

Особенность работы фондов прямого инвестирования — фиксированный срок участия в капитале (обычно не более семи-десяти лет) и существенное влияние на принятие решений в компаниях, что дает им владение блокирующим или контрольным пакетом акций (например, как в компаниях «Яндекс», «Голден телеком»).

Свидетельство зрелости рынка прямых инвестиций на территории Российской Федерации — сделки по покупке компаний на заемные средства (leveraged buy-out, LBO). В 2006 году такую сделку по покупке «Корбины телеком» провел фонд «Ренова капитал» с привлечением денег ВТБ, в 2007 г. — Lion Capital по покупке «Нидан Соки» с долговым финансированием Goldman Sachs.

Хедж-фонды и инвестиционные компании (банки) инвестируют на еще более короткий срок, чем фонды прямых инвестиций (один — два года) и часто занимают позицию миноритарных акционеров. Новая редакция закона об акционерных обществах позволяет им активно проводить свою политику в компаниях и защищать свои интересы. Крупнейшие инвестбанки на российском рынке — «Ренессанс Капитал», «Тройка Диалог», UBS, Альфа-банк, «Уралсиб», J.P. Morgan, Lehman Brothers, Nomura.

Единственная возможность для стратегических инвесторов, которых на рынке еще часто называют профильными, «переиграть» профессиональных инвестиционных игроков — использование в финансировании сделки различных инструментов. Выбор из имеющихся инструментов и конструирование новых — область компетенций финансовых менеджеров.

Определенные сложности в анализе финансовых проблем компаний возникают на развивающихся рынках капитала (emerging capital markets).

На этих рынках часто можно говорить о следующих особенностях:

  • условно рыночная среда (квазирыночные условия хозяйствования);
  • число локальных (национальных) инвесторов на таких рынках невелико и низок предоставляемый ими объем инвестиций для удовлетворения спроса на деньги со стороны компаний;
  • невелико число публичных компаний, активно занимающихся работой с инвесторами и привлекающих деньги с внешнего (публичного) рынка;
  • существуют барьеры на движение капитала и иных ресурсов как внутри страны, так и за рубеж;
  • велико присутствие государства в акционерном капитале (например, по публичным компаниям российского рынка средняя доля государства в капитале составляет 50%).

В начале XXI в. отчетливо прослеживается становление новой структуры экономики Российской Федерации, ключевыми фигурами в которой становятся государственные холдинги. Значительные положительные сдвиги, определявшие в 2006 г. динамику российских фондовых индексов, касались консолидации и капитализации («народные IPO») групп компаний, контролируемых государством.

Типичными чертами, характеризующими развивающиеся рынки капитала, которые влияют на выбор модели финансового анализа компаний и решение возникающих проблем, можно считать следующие:

  • малый размер финансового рынка (в абсолютном выражении и в отношении экономики страны (например, ВВП));
  • ограниченные возможности для диверсификации капитала на местных (локальных, национальных) активах, например отраслевая смещенность фондового рынка, когда крупнейшие по капитализации компании относятся к одной отрасли;
  • низкий уровень информационной открытости компаний (отсутствие сопоставимой финансовой отчетности). Наложение на этот фактор сложной финансовой структуры (большого числа зависимых и дочерних компаний) делает инвестирование в такие компании крайне рискованным;
  • высокая концентрация структуры собственности в компаниях, превалирование диктата ключевой фигуры основателя бизнеса, низкое качество корпоративного управления, приводящие к незащищенности позиции миноритарного акционера-аутсайдера и высокому риску; наличие большой доли государственной собственности и государственного регулирования.

Как следует из доклада, обнародованного аудиторской компанией Ernst&Young , 44% от общего объема операций с российскими объектами пришлось на долю сделок, где в качестве покупателя выступали компании с контрольной долей государства. Среди значимых сделок можно отметить покупку «Сибнефти» «Газпромом», «Юганскнефтегаза» (как части бывшего ЮКОСа) — «Роснефтью», контрольного пакета «Силовых машин» — Российским акционерным обществом «Единая энергосистема», а «ВСМПО-Ависма» — «Рособоронэкспортом».

При этом не всегда соблюдаются условия для формирования справедливой цены, многие потенциальные покупатели или владельцы (например, концерн Siemens, холдинг Shell) отсекаются ради соблюдения национального суверенитета.

Экономисты ввели даже термин «административная конкуренция» для характеристики российских реалий (как конкуренция администраторов, или чиновничья конкуренция).

Часто аналитики в инвестиционных решениях компаний учитывают именно эту конкуренцию, а собственно рыночные (общеэкономические) факторы влияния отодвигаются на второй план.

Еще одна особенность влияния государства на экономику в Российской Федерации — действия в наиболее прибыльных сферах деятельности, а не в тех, где не справляются рыночные механизмы, как это представлено в теории государственного капитализма. Как результат, в сырьевых отраслях, показывающих в последние годы сверхприбыли, происходит процесс размывания частной собственности и выставляются жесткие барьеры на вход.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)