Мотивы и цели слияний и поглощений

Сделки M&A могут иметь самые различные мотивы. Первый тип мотивов связан с получением операционной синергии, к которой относятся увеличение доли компании на рынке, увеличение рыночной силы компании, экономия на издержках, использование избыточных ресурсов, экономия на маркетинге и рекламе, объединение служб логистики и доставки продукции, выход на рынок новой продукции, объединение ресурсов, снижение капитальных затрат, улучшение дистрибуции продукции. Все эти побуждения связаны с операционной деятельностью компании.

Кроме этого к мотивам M&A можно отнести побуждения, связанные с возможной оптимизацией налоговой нагрузки компании. В последние годы существенную роль при интеграции компаний играют
сюжеты, связанные с необходимостью экономии НИОКР, возможностью доступа к новым, более совершенным технологиям, интеграция технологических баз, патентов, изобретений, брендов. Отдельными факторами выступают мотив, связанный с возможным улучшением корпоративного управления в результате интеграции компании, и возможный последующий рост ее капитализации.

Кроме мотивов, непосредственно связанных с операционной деятельностью предприятия, существуют предпосылки, которые могут привести к усилению финансовых возможностей компании. В этом случае говорится о мотивах финансовой синергии. От чего компании могут выиграть при интеграции с точки зрения финансового результата?

Во-первых, это может быть следствием выгод от операционной синергии, которая может привести к пропорциональному снижению издержек или росту прибыли компании.

Во-вторых, объединенная компания может получить выгоду в случае диверсификации своих доходов, если эти доходы будут складываться из разных бизнесов, которые контрцикличны, т.е. не совпадают друг с другом по циклу. Это даст возможность компании получать доходы на разных фазах цикла.

В-третьих, финансовая интеграция компаний позволяет им при прочих равных условиях рассчитывать на снижение стоимости заимствования, поскольку более крупные компании при прочих равных условиях имеют более высокий инвестиционный рейтинг, позволяющий привлекать заемные ресурсы с рынка капитала по более низким процентным ставкам, на более длительный срок и в больших объемах. Естественно, нет правил без исключений. Данное правило действует только при условии, если объединенная компания не несет больших затрат и не сильно увеличивает объем своих заемных средств.

В-четвертых, как показал прошедший финансовый кризис, не последним фактором, увеличивающим привлекательность компании цели, является защита от банкротства. Объединение нескольких компаний позволяет создать крупную компанию, которая становится значимой для государственной политики с точки зрения высокого уровня занятности, сильной интеграции с другими предприятиями сектора. Про такую компанию начинают говорить «слишком большая, чтобы рухнуть» («too big to fail»). Это создает определенную защиту компании от банкротства.

Выше мы говорили исключительно о рациональных мотивах, которые объясняют стремление компаний к сделкам M&A. Среди прочих мотивов многие противники слияний и поглощений, особенно крупных, многомиллиардных, с участием транснациональных компаний, выделяют личные мотивы руководства поглощающей компании. При этом менеджмент поглощающей компании очень часто рассматривает сделку M&A как возможность в дальнейшем увеличить свою значимость, репутацию, политический вес, поскольку пост менеджера в крупной транснациональной компании автоматически увеличивает полезность для них самих или для акционеров.

Это предполагает автоматический рост вознаграждения и социальной значимости менеджмента. При этом бурная деятельность на поле M&A отвлекает акционеров от реальной оценки эффективности действий менеджеров по управлению компанией.

Значительная часть сделок M&A заканчивается неудачей. Тем не менее это не приводит к уменьшению числа подобных. В чем причина неудач? И почему компании так стремятся к поглощению?

Оценка эффективности слияний и поглощений предполагает расчет синергетического эффекта. Синергия при интеграции двух компаний возникает в случае, если объединенная компания после интеграции стоит дороже компаний, участвующих в сделке:

V (AB) > V (A) + V (B),

где V (A), V (B) — стоимость компаний, принимающих участие в сделке;

V (AB) — стоимость новой компании.

При этом надо учесть затраты компании на приобретение. Сделка M&A будет успешной, если

NPV = Превышение стоимости новой компании – Затраты фирмы А на поглощение.

Поэтому оценка эффективности сделки предполагает оценку возможного синергетического эффекта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)