Религиозная философия и философия религии: общее и особенное

Одним из основных направлений философской мысли современ­ности является религиозная философия. Следует различать предметное поле религиозной философии и философии религии: в рамках философии религии предметом ос­мысления является религия наряду с такими феноменами культуры, как наука, искусство и т.д.

“Разговор о боге” и религии здесь идет с точки зрения их постижения критически мыслящим субъектом, соб­твенным разумом, не довольствующимся просто верой. В этом отно­шении философия религии – порождение Нового времени, когда ста­ло возможным рассуждать о боге и религии не только через открове­ние, как в предшествующую эпоху, а с помощью разума.

Парадоксальное противостояние разума и веры, неразрывно свя­занных друг с другом, явилось предпосылкой различных интерпре­таций отношения между философией и религией. Религиозная вера стала специфической чертой и объединяющим началом средневековой культуры, причем различных ее форм, в том числе и философии.

Философские размышления выступали как истолкование Священ­ного Писания, непререкаемого источника истины. В этом была ос­новная задача формирующейся религиозной (христианской) филосо­фии, где приоритетным началом выступает вера, а не разум. Тради­ция, вера, культура богослужения, Библия и Священное Писание, церковные каноны являлись основными ценностями для христианс­кой религиозной философии.

Если в рамках философии религии Бог, религия являются предметом философского осмысления, не подчи­ненного признанным авторитетам, критического анализа с позиций разума наряду с другими формами культуры, то в религиозной фи­лософии религия является единственным источником богопознания. Так, в русской философии XIX-XX вв. большое влияние приобрета­ет не рационалистическая линия, а противоположная ей, предпола­гающая, что всякая философия в основе своей религиозна.

Поэтому для A. Соловьева, например, философия религии есть религиозная фи­лософия, обосновывающая христианское мировоззрение. По мнению B. Н. Булгакова, всякая подлинная философия мифична и постольку религиозна, и поэтому невозможна иррелигиозная, “независимая”, “чистая” философия.

С точки зрения П. А. Флоренского, “философия все свое берет от культа” и как только она начинает притязать на самостоятельность, то хиреет, извращается и перестает быть нуж­ной. Н. Бердяев также подчеркивал, что “философия всегда в сущно­сти питалась от религиозного источника” и ее трагедия состоит в том, что она не может и не хочет внешне зависеть от религии, но, отрываясь от религиозного опыта, она неизбежно истощается, уда­ляется отбытия.

В контексте европейской культуры XX в. в религиозной филосо­фии основными доминантами продолжают оставаться Бог, религия, что характерно для подходов видных представителей неотомизма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)