Основы элейской философии

Зенон (около 490-430 до н. э.), ближайший ученик Парменида, написал книгу, которая не содержала собственной концепции строения мира, но представляла собой ряд задач или апорий  цель которых состояла в защите учения Парменида. Зенон разбирал тезисы противников Парменида (например, что сущее множе­ственно, что движение реально существует) и показывал, что все эти тезисы приводят к логическим противоречиям. Книга Зенона содержала сорок таких апорий. Наиболее известны из них “Дихо­ томия”, “Ахиллес”, “Стрела” и “Стадий”.

Апория “Ахиллес”, к примеру, гласит: быстроногий Ахиллес ни­когда не догонит медлительную черепаху, поскольку пока он добе­жит до того места, где она находилась, та уже успеет отползти, а когда он прибежит ко второму месту, куда приползла черепаха, она снова успеет покинуть его, и так – до бесконечности.

В апории “Дихотомия” утверждается, что движение вообще не может начаться, так как движущееся тело, прежде чем пройти весь путь, должно преодолеть его половину, а еще раньше – половину от половины и так далее, а значит, если деление продолжать до бесконечности, процесс движения вообще никогда не начнется.

Апории Зенона демонстрируют затруднения, возникающие при попытке перевести чувственно данный образ реальности на язык рассудочных понятий. Один философ для того, чтобы опровергнуть Зе­нона, стал расхаживать перед ним, однако Зенон пояснил, что доказывает не то, что движение невозможно, а то, что оно немыслимо.

Разделение и противопоставление мышления и чувственности, проведенное элейскими философами, инициировало в дальнейшем разработку теорий, объясняющих связь между миром мыслимым и миром чувственно воспринимаемым (Демокрит, Платон и др.).

Две противоположные идеи –

  • все течет и меняется;
  • движе­ние невозможно помыслить без противоречий – попытался при­мирить в своем эволюционном учении Эмпедокл (около 490 – около 430 гг. до н. э.).

По его мнению, все вещи находятся в постоян­ном движении и развитии, однако элементы, из которых они со­стоят, неизменны. Эмпедокл учил, что основу всего сущего состав­ляют четыре элемента, которые он называл “корнями всех вещей”: огонь воздух (эфир), вода и земля.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)