Неотомизм: понимание Бога, мира, человека, общества

Неотомизм – течение в современной католической философии, в основе которого учение Фомы Аквинского (1227-1274). Получил статус официальной философской доктрины Ватикана после опуб­ликования в 1879 г. Энциклики папы Льва XIII “Aetemi patris”. Веду­щие представители неотомизма – Э. Жильсон, Ж . Маритен во Франции, И. Месснер в Австрии, Ю. Бохеньский в Швейцарии, К . Войтыла (папа Иоанн Павел II) в Польше, К. Ранер в Германии и др.

Представители неотомизма опираются на установки и положе­ния аристотелевско-томистской традиции; отстаивают принципы креационизма (божественного сотворения мира); к основным “ли­кам Божества” относят единство, истину, благо и красоту; считают, что в Боге имеет место тождество сущности и существования.

В сфере сотворенного бытия существованию предшествует сущность. Бог, со­здавший мир из ничего, изливает в него собственную экзистенциаль­ную полноту и одновременно строит его в соответствии с определен­ными сущностными образцами. Творец противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степени судить о нем самом (принцип аналогии Бога и его творения).

Человек в неотомизме трактуется как сложная субстанция, состо­ящая из двух простых – души и тела. Душа считается основой лично­сти, формообразующей но отношению к телу. Универсальной целью личности и смыслом ее существования является созерцание божественного блага, творение добра и избегание зла.

Общество понима­ется как совокупность отдельных индивидов и как “сверхличность”. Приоритет отдается общечеловеческим ценностям, соблюдение и ориентация на которые призваны обеспечить примирение противо­речий между социальными слоями, соблюдение прав и свобод граж­дан, реализацию развития человечества по “третьему пути”, лежа­щему между “капиталистическим индивидуализмом” и “марксистс­ким коллективизмом”, движение человечества к внутренне присущей ему цели – нравственному совершенствованию.

Одним из видных представителей неотомизма являлся Жак Маритен. В своем учении он опирался на актуализирующее прочтение трудов Фомы Аквинского и в то же время был не чужд принципиаль­ному диалогу с современными науками – антропологией, психологи­ей, социологией, биологией. Мироздание, с его точки зрения, состоит из единичных конкретных, бытийствующих вещей, своей причиной имеющих Бога – высшее бытие.

Для Маритена свойственно экзис­тенциальное прочтение томистского учения о бытии: основой мира природы и истории является “мистическое фонтанирование” акта существования, исходящего от Бога. Уже чувственное постижение мира позволяет нам воспринимать вещи как сущее, хотя при этом еще не происходит понимания самого “акта существования”. Только интеллект переживает тот самый акт бытия, которым бытийствует вещь.

Именно постижение интеллектом акта бытия вещи является необходимым для достижения ими совершенной степени бытия. Дос­туп к понятию бытия обеспечивает погруженность субъекта в бытие, благодаря которому постигается неотделимость акта существования и того, что существует. Кроме теоретического познания, необходимо­ го для постижения бытия, Маритен указывает и на необходимость морального и поэтического опыта, в котором человек также имеет дело с бытием в качестве блага и красоты.

В отличие от теоретической философии, направленной на уже су­ществующие вещи, моральный и поэтический опыт направлен на то, чтобы приводить вещи или поступки к существованию. Практичес­кое нравственное действие в отличие от теоретического акта осуществляется в уникальных условиях “здесь и теперь” и требует напря­жения всего человека, не только его интеллекта, но и воли.

Нрав­ственное действие порою выглядит иррациональным, нестандарт­ным, что не отрицает тем не менее важность универсальных норм. Даже совершая абсурдное действие, известный кьеркегоровский “ры­царь веры” Авраам, следовал универсальному правилу: “Ты должен повиноваться Богу”.

Кризис европейской цивилизации, с точки зрения Маритена, может быть преодолен только на путях “интегрального гуманиз­ма”, рассматривающего человека как наделенного свободной во­лей и разумного существа, осуществляющего свой выбор перед лицом Бога. Воплощение в социальной жизни христианско-либерального идеала “интегрального гуманизма”, по Маритену, дол­жно способствовать единение “града земного” и церковного сообщества – “града Божия”. Идеи христианизации всех областей ду­ховной культуры, сближения религий, солидарности, социально­го идеала получили после II Ватиканского собора официальное признание.

Идеи французского религиозного философа Э. Жильсона имели свою специфику. Этьен Жильсон опирался на идеи Фомы Аквинско­го о необходимости гармонии разума и веры, единства философии и богословия. Как и Маритен, он отстаивает экзистенциальное толкование божественного бытия, согласно которому оно выступает чис­тым актом существования, благодаря которому возникает все много­образие природного и социального мира.

Вещи, состоящие из мате­риальной и духовной формы, непосредственно постигаются на чувственной ступени познания. Существование вещи и одновременно выявление ее сущности констатируется в суждении, опирающемся на интуицию бытия. Синтез античной философии в лице произведений Платона, Аристотеля и неоплатоников с христианством, который осуществляли мыслители Средневековья, по мнению Жильсона, явился весьма продуктивным благом в отношении формирования стратегии единства философии и теологии.

Учение Фомы Аквинско­ го, считает Жильсон, явилось вершиной средневековой мысли, последующее же развитие философии в эпоху Возрождения и Нового времени привело к рассогласованию философско-теологической мудрости и науки и дало негативные последствия. Возрождение вли­яния томизма может послужить преодолению противопоставления между сциентистским поклонением науки и антисциентизмом, характерным для европейской философии XX в., и будет способство­вать единению человечества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)