Конфуцианство

Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551-479 гг. до н.э.), который видел свою задачу в сохранении традиции старо­го предания. Конфуций не писал трактатов. Его идеи были позднее собраны его учениками в книге “Лунь Юй” (“Беседы и суждения”).

Основная тема философствования Конфуция – отношения че­ловека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Конфуций не усматривал принципиальной раз­ницы между такими институтами, как государство и семья. Управ­ление государством описывалось им в семейно-родственных кате­гориях (государь – ‘отец и мать народа”, “государство – единая семья”), а социальные связи отождествлялись с межличностными. Конфуцианство сводит проблемы государства и семьи к проблеме человека, проблеме его праведной жизни и самосовершенствования.

Конкретному человеку Конфуций предписывает стремление к идеалу благородного мужа (цзюнь цзы), признаками которого является обладание следующими пятью основными качествами:

  • человечностью,
  • порядочностью,
  • знанием приличий,
  • муд­ростью,
  • лояльностью.

Проявить эти качества можно лишь в отношениях с другими людьми. Эти отношения фундаментальны и представляют со­бой связи пяти видов. Это связи между:

  • государем и поддан­ным,
  • между отцом и сыном,
  • между старшим и младшим бра­тьями,
  • между мужем и женой,
  • между друзьями.

Таким обра­зом, отношения между людьми имеют различные градации в за­висимости от степеней родства и социальных ролей.

“Если хотят управлять страной, нужно, прежде всего, содержать в порядке семью. Если хотят содержать семью в порядке, нужно, в первую очередь, образовывать характер. Если хотят образовывать характер, нужно иметь, во-первых, праведное сердце. Если хотят иметь праведное сердце, нужно иметь, во-первых, правильное мышление. Если хотят иметь правильное мышление, тогда нужно стремиться к правильному пониманию” (“Лунь Юй”).

Самым влиятельным из последователей Конфуция был М эн – цзы (371-289 гг. до. н. э.), расширивший теоретические основы конфуцианства. Мэн-цзы рассматривал человека как существо, благое от природы.

Добродетели присущи человеку естественным образом. Следо­вательно, управление должно быть человечным (жэнь чжэн), так как хорошему управлению люди следуют сами собой. Высшая цель государства – благополучие и добродетель народа.

Противоположной точки зрения придерживался Сюнъ-цзы (около 313-238 гг. до н. э.). Он считал человека дурным от приро­ды, ищущим лишь выгоды и плотских наслаждений. Только по­стоянным воспитанием природу человека можно улучшить, при­вивая ему благие качества. Задачей же идеального правителя Сюнь-цзы считал “завоевание” собственного народа.

Во II в. до н. э. конфуцианство приобретает черты религии. Дун Чжуншу расширяет традиционные морально-философские темы конфуцианства посредством космологии, восходящей к школе инь- ян. В это же время происходит систематизация идей мыслителей предшествующих веков и комментаторская обработка текстов. С XI в. государственной философией Китая становится нео­ конфуцианство. Становление неоконфуцианства связано с учени­ем Чжу Си (1130-1200 гг.).

Философия Чжу Си дуалистична. Два основополагающих принципа мироздания – это универсальный принцип формы, ми­ровой разум (ли) и материальный принцип творения (ци). Эти принципы определяют и человека: ли в качестве идентичной всем людям сущности, ци как индивидуальная определенность. Мо­ральная природа человека определяется универсальной формой, так что ли действует и как норма поведения. Становление конфуцианства как государственной идеологии происходит в постоянных дискуссиях с представителями школы фа, так называемыми “законниками” (легистами).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)