Гуссерлевская идея философии

Задачу создания принципиально новой, универсальной философии (трансцендентальной феноменологии) Гуссерль рассмат­ривал как возрождение и действительное осуществление уже ста­вившихся до него философией, но пока не решенных ею задач. В статье “Философия как строгая наука” (1911) Гуссерль призы­вает приступить к абсолютно новому началу философии, кото­ рое было бы способно, наконец, реализовать саму идею филосо­фии.

Идея философии как “строгой науки” у Гуссерля – отнюдь не сциентистская. Это – не попытка построить философию по об­разцу естественных наук или наук о духе, или даже “эйдетичес­ких”, как их называет Гуссерль, наук (чистая математика, логи­ка и т. д.). Философия не должна и не может перенимать мето­ды других наук. Напротив, по самой своей сущности и в своем историческом возникновении философия, по Гуссерлю, являет­ся универсальной основой и “универсальной критикой” как на­уки, так и всей человеческой жизни. Поэтому именно она способна до конца прояснить методы и основания любых позитив­ных наук, дав им “новое измерение и тем самым последнее за­вершение”.

В соответствии с этим, смысл “научности” разъясняется Гус­серлем через собственные познавательные задачи и возможнос­ти философии: “обязательным для каждого разумного человека образом познать, что такое есть подлинная истина, подлинно прекрасное и доброе, как они должны быть определяемы по об­щему своему существу, каким методом должны быть постигае­мы в каждом отдельном случае” Как новое измерение человеческого существования характе­ризует философию поздний Гуссерль: если человек есть новая, по сравнению с животными, ступень одушевленности, то фило­софский разум является новой ступенью человечества и его ра­зума.

Это – способ человеческого существования в горизонте “идеального нормирования бесконечных задач”, которое возможно только “в абсолютной универсальности”, а именно в той, что с самого начала заключена в идее философии. В соответ­ствии с этим, феноменология для Гуссерля есть “не менее, чем целостное самовоспитание человека, совершаемое во имя уни­версального разума”. Открывая основания жизни, он “действи­тельно освобождает поток нового сознания, направленного на безграничную идею целостного человечества, человечества дей­ствительного и истинного”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)