Топливная экономичность как основной эксплуатационный фактор автомобильного транспорта на Севере

Показатели топливной экономичности характеризуют потребительские качества автомобиля. Стоимость топлива составляет до 20-30% всех затрат на перевозки, поэтому
топливная экономичность оказывает существенное влияние на экономическую эффективность автомобильного транспорта.

Анализ топливной экономичности позволяет осуществить обоснованный выбор подвижного состава автотранспортного предприятия и рациональное его использование при выполнении транспортных работ.

Основным измерителем топливной экономичности автомобиля в большинстве стран является расход топлива в литрах на 100 км пройденного пути – путевой расход топлива. В качестве обобщающих (интегральных) показателей при оценке топливной экономичности автомобиля используют средний путевой расход топлива и удельный расход топлива

Средний путевой расход топлива – расход топлива в литрах на 100 километров, определяемый при нормальном эксплуатационном режиме движения в наиболее типичных для данного автомобиля дорожных условиях.

Эффективность использования топлива оценивают его расходом на единицу выполненной транспортной работы – удельным расходом топлива.

Удельный расход топлива представляет собой отношение среднего путевого расхода топлива к выполненной полезной работе по перевозке грузов или пассажиров.

Ввиду большого разнообразия условий работы автомобилей определение обобщающих показателей топливной экономичности представляет сложную и трудоемкую задачу. Поэтому нормативными документами установлены частные (единичные) оценочные параметры топливной экономичности, определяемые в конкретных дорожных условиях с указанием скоростных и нагрузочных режимов работы.

Оценочные показатели топливной экономичности автомобиля в значительной степени определяется такими показателями двигателя, как часовой расход топлива GТ, кг/ч – масса топлива, расходуемого в один час, и удельный расход топлива gе, г/(кВт·ч) – масса топлива, расходуемого в один час на единицу мощности двигателя.

Интересно
Основным измерителем топливной экономичности автомобиля в России и в большинстве европейских стран является расход топлива в литрах на 100 км пройденного пути – (путевой расход топлива) QS, л.

Для оценки эффективности использования топлива при выполнении транспортной работы используется расход топлива на единицу транспортной работы (100 т·км) QW, л – отношение фактического расхода топлива к выполненной транспортной работе.

В США наряду с путевым расходом используют обратный измеритель – длину пробега на единицу объема израсходованного топлива.

В ГОСТ 20306-90, ГОСТ 4.401-88, ГОСТ 4.396-88 и в Правилах ЕЭК ООН № 15 и 84 предусмотрены следующие частные показатели и характеристики топливной экономичности автомобиля:

  • контрольный расход топлива;
  • расход топлива в магистральном цикле на дороге;
  • расход топлива в городском цикле на дороге;
  • расход топлива в городском цикле на стенде;
  • топливная характеристика установившегося движения;
  • топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге;
  • удельный контрольный расход топлива для грузовых автомобилей;
  • обобщенный приведенный расход топлива;
  • топливно-экономическая характеристика.

Контрольный расход топлива (КРТ). КРТ определяют для всех категорий автотранспотрных средств при заданных значениях скорости движения разных, для различных категорий, при движении по прямой горизонтальной дороге на высшей передаче.

Для автомобилей, у которых ma< 3,5 т, КРТ определяют при V=90 км/ч или (0,9 Vmax , если Vmax < 90 км/ч) и V=120 км/ч (если Vmax>120 км/ч).

Для автотранспортных средств, у которых ma> 3,5 т (кроме магистральных автопоездов, городских, междугородных и туристических автобусов) КРТ определяют при V= 60 и 80 км/ч, а если Vmax < 80 км/ч, то при 40 и 60 км/ч. Для городских автобусов КРТ определяют при V= 40 и 60 км/ч, для магистральных автопоездов, междугородних и туристических автобусов при 60 и 80 км/ч (если Vmax < 80 км/ч, то при 40 и 60 км/ч).

КРТ широко используется для косвенной оценки технического состояния автотранспортных средств

Топливная характеристика установившегося движения (ТХ). ТХ – график зависимости расхода топлива QS от скорости установившегося движения на высшей передаче по горизонтальной дороге, его строят для автотранспортных средстве всех категорий.

Оценочные показатели КРТ и ТХ определяют топливную экономичность на установившихся режимах движения по горизонтальным дорогам с твердым усовершенствованным покрытием. Их используют в основном для сравнения уровня топливной экономичности аналогов.

Остальные (ниже названные) – позволяют оценивать средние расходы топлива в типизированных характерных условиях.

Расход топлива в магистральном ездовом цикле на дороге (РТМЦ). РТМЦ измеряют для автотранспортных средств всех категорий, кроме городских автобусов, пробегом по измерительному участку с соблюдением режимов движения, заданных определенной картой и схемой цикла.

Расход топлива в городском ездовом цикле на дороге (РТГЦд).

Интересно
РТГЦд оценивают для автотранспортных средств всех категорий, кромемагистральных автопоездов, междугородних и туристических автобусов так же как РТМЦ. Отличием являются только характеристика операций по операционной карте и схемой цикла.

Расход топлива в городском цикле на стенде (РТГЦ). РТГЦ определяют только для автомобилей, у которых ma< 3,5 т, испытанием на стенде с беговыми барабанами по ездовому циклу в соответствии с операционной картой и схемой цикла.

Топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге (ТСХ). ТСХ – график зависимости расхода топлива QS и скорости Vср от Vдоп при движении по магистрально-холмистой дороге с заданным продольным профилем. Этот показатель характеризует движение магистральных автопоездов, междугородных и туристических автобусов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)