Средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет

Динамичное развитие информационной революции сопровождается закономерным ростом влияния на политический процесс средств массовой информации (СМИ), которые формируют общественное мнение по самым важным политическим проблемам, активно участвуя в социализации масс. Вместе с тем нельзя не заметить, что внимание все больше переносится с содержания сообщений на изучение того эффекта, который они вызывают. Повышенное внимание к политическому эффекту, который производят СМИ, приоритет эффекта над информацией – самое главное изменение, которое произошло в политике в эпоху массмедиа. Политический эффект меняет ситуацию в целом, а не какую-то часть информации. Следовательно, контроль над каналами коммуникаций становится все более актуальной политической задачей, ведь тот, кто управляет СМИ, способен реально влиять на развитие ситуации. Печать, радио, телевидение, Интернет превратились в важнейший инструмент современной политики, который ведет непрерывную интенсивную обработку общественного мнения, используя эффект «включенного наблюдения».

Средства массовой информации представляют собой совокупность множества каналов распространения информации, которая обращена к самой широкой аудитории – общественности, различным социальным группам и слоям, государствам, что позволяет оперативно информировать их о событиях, происходящих в мире и в конкретной стране.

Таким образом, СМИ составляют информационную систему, включающую в себя элементы с различными формами, методами и уровнями организации в странах, регионах, в мире в целом. Важнейшей отличительной чертой СМИ является публичность, поскольку они адресуются к неограниченной аудитории, которая постоянно меняется в зависимости от интереса общественности к той или иной статье или передаче.

Сегодня принято выделять четыре подсистемы СМИ – печать, радио, телевидение, Интернет. Каждая из них, в свою очередь, состоит из огромного числа каналов – отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, а также сайтов Интернета.

Печать

Пресса, печать, представленная газетами, журналами, сборниками, альманахами, книгами, – старейший из институтов СМИ. Печатная продукция содержит информацию преимущественно в виде буквенного текста, а также в форме фотографий, рисунков, плакатов, схем или графиков, которые воспринимаются читателем самостоятельно, без помощи вспомогательных технических средств. Пресса имеет качество портативности и доступности, которого так недостает любой рукописи или телевизионной передаче, именно поэтому возникает самый широкий спектр возможностей индивидуальной работы с печатным текстом: общий обзор, просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение и пр. Весьма важно, что при чтении у каждого есть возможность самостоятельно анализировать информацию.

Характерной чертой печати является создание образа «повторяемой точности», что способно разносить политические новости по всему миру, воспроизводить человеческий диалог поистине в планетарном масштабе, перебрасывая порой мосты между целыми эпохами. Именно благодаря печати человек получил возможность «громко и дерзновенно высказаться перед всем миром», ибо смелость книгопечатания создала дерзновенность самовыражения.

Цитата и интерпретация

Интересно вспомнить греческий миф о царе Кадме, который посеял зубы дракона: когда посевы созрели, из них вышли вооруженные воины. Эта история трактуется как миф о введении фонетического алфавита, после чего в Греции закончилась власть жрецов и началось правление военных, что сопровождалось упадком городов-государств и ростом империй. Интерпретируя этот миф, британский мыслитель Элиас Канетти (1905–1994) указывает, что у многих животных и у человека зубы являются инструментом власти, причем буквы и зубы даже визуально весьма похожи. Власть букв как выражение порядка и меткости предстает в греческом мифе как «расширение» зубов дракона.

Печатное слово существенно расширило власть политических лидеров, поскольку письменные распоряжения стали новой массовой технологией власти, способной достичь отдаленных уголков империи. Однако самым важным даром печати ученые считают дар отстраненности и непричастности, что в социально-политическом плане привело к развитию национализма, индустриализма и всеобщей грамотности. Если устное слово волной эмоций способно драматически захватить всего человека, то письменный текст «холоден», он развивает психологическую отстраненность и индивидуализм. Как отмечал известный английский историк Арнольд Тойнби (1889–1975), именно письменное слово стало инструментом создания цивилизованного человека, благоговеющего перед писаным правовым кодексом.

Современная пресса нередко управляет массовым сознанием с помощью тщательно спланированных «утечек информации». Впрочем, и без специальных технологий пресса способна придавать политическим событиям разное значение, активно пропагандируя их или игнорируя. М. Маклюэн называл прессу «групповой исповедальной формой», которая обеспечивает общественное участие, создавая эффект тайной политической истории уже самой своей формой, независимо от содержания.

Политологи отмечают один важный недостаток печатных СМИ по сравнению с электронными средствами коммуникации, которым печатная продукция проигрывает в оперативности информирования. Пресса не имеет возможности избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием и доставкой тиража, получением его читателями. Однако этот недостаток пресса стремится компенсировать с помощью сенсационности своих сообщений, что особенно важно в сфере политического пиара.

Журналистский фольклор гласит: «Настоящие новости – это плохие новости». В связи с этим политическая новость, чтобы стать сенсацией, должна быть приправлена скандальным душком негатива. Современное выражение «делать новости» достаточно точно обнажает двойной смысл работы прессы: то, что попадает на страницы печати, не только является новостью само по себе, но и создает мир новостей. Как иронично заметил М. Маклюэн, пресса – это ежедневное воздействие и «ежедневная фикция», т. е. целиком сконструированная вещь.

Радиовещание

Важным средством массовой коммуникации является радиовещание, в котором носителем информации выступает звук, благодаря чему можно мгновенно передавать сообщения на большие расстояния. В политике оперативность радиовещания активно используется, когда необходима трансляция сообщения практически в момент свершения какого-то важного события.

В большинстве случаев радио воздействует на человека приватно, с глазу на глаз, что создает иллюзию интимного диалога в темной комнате, когда лица говорящего не видно и все, сказанное им, приобретает особый, почти мистический смысл. Психологи отмечают высокую способность радио создавать глубинное вовлечение человека в мир транслируемой информации. Тогда повторение политических комментариев, исключение из обсуждения альтернативных позиций создают эффект запоминания нужных сообщений без всяких усилий со стороны слушателей, чему немало способствуют сводки погоды, сигналы точного времени, поддерживающие иллюзию объективности. Нельзя не отметить также, что в мире автолюбителей радио особенно популярно, а это весьма значительный процент современного городского населения.

Политологи весьма ценят одну особенность радио: звук не подкреплен видеорядом, что позволяет слушателю домысливать образ. При прослушивании политических передач это особенно важно, ведь каждый имеет возможность составить свой образ политика или освещаемого события. Антропологи считают, что радио обладает почти магическим воздействием в племенных обществах: радиоволны заряжены резонирующими отзвуками племенных горнов и барабанов, что будит глубинные архаические силы давно забытого прошлого. Современники Гитлера в своих воспоминаниях не раз подчеркивали, что взлет его популярности напрямую был связан с радио, которое усиливало эффект публичных выступлений. Будучи «горячим» средством коммуникации, радио выгодно подчеркивает «горячие» политические фигуры и «горячие» новости.

К «минусам» радио относят его «принудительный» характер: передачи можно слушать преимущественно в эфирном времени. Поскольку достаточно сложно перенести прослушивание на удобный час, для политических передач важно правильно определить время трансляции, когда аудитория будет максимальной.

Телевидение

Телевидение – наиболее популярное сегодня СМИ. Подобно радио, телевидение имеет возможность трансляции радиоволн на далекие расстояния, организации оперативных передач с места политических событий, что создает весьма важный для политики «эффект присутствия», который обеспечивается органическим единством звукового и видеоряда. Политологи весьма ценят эмоциональность телевизионных передач, создаваемую ими иллюзию максимальной объективности и зрелищности трансляций с места события, что особенно важно для новостей, формирующих информационную повестку дня.

Вместе с тем политикам необходимо помнить, что отнюдь не случайно с момента возникновения телевидения специалисты стали называть его «застенчивым гигантом» из-за неспособности работать с «горячими» политическими фигурами, острыми вопросами. Камера оператора при высоком приближении превращает в карикатуру утрированные жесты и мимику: на трибуне политического митинга они заводят толпу, а на телеэкране выглядят клоунским кривлянием.

Современные имиджмейкеры подчеркивают, что успех политика на телевидении во многом зависит от его умения создать свой ненавязчивый стиль выступления. Особенно важно, чтобы речь выступающего перед телекамерой политика не была резонирующей, т. е. не произносилась с подчеркнутой четкостью, что необходимо, например, на театральных подмостках или митинге. Выступая перед телекамерой, политик не должен напрягать голос и акцентированно демонстрировать свой политический вес, поскольку, в силу особой вовлеченности зрителя в процесс довершения телевизионного образа, требуется атмосфера ненавязчивой, почти интимной встречи. Не каждому под силу такое перевоплощение, ведь политические лидеры привыкли демонстрировать свою харизму. М. Маклюэн заметил, что телевизионный образ бросает ценностям политической славы столь же решительный вызов, как и ценностям потребительских благ.

Пример

Однако бывают и исключения. Американский журналист Тэд Шульц, долго проработавший в Латинской Америке, объясняет феноменальный многолетний успех кубинского лидера Фиделя Кастро его эффектными политическими шоу на телевидении. Будучи ярким харизматиком, он проводил свои выступления в импровизационной манере «вот-иду-я-как-то-раз», что заставляло аудиторию снова и снова переживать иллюзию прямого вовлечения в процесс принятия политических решений.

Таким образом, телевидение максимально эффективно в политике при представлении политических событий и процессов, тогда как при презентации политиков оно весьма амбивалентно. Телевидение имеет тот же недостаток некоторой «принудительности» телепрограмм, который мы отмечали у радиовещания, – невозможность для зрителя изменить время просмотра передач. Но самый главный политический «секрет» телевидения состоит в том, что, глубоко увлекая аудиторию, оно при этом не возбуждает, не агитирует и не воодушевляет, а создает эффект оцепенения, несколько похожий на массовый гипноз. Именно поэтому основные политические новости сегодня предпочитают показывать по телевидению, а не обсуждать по радио или в прессе.

Интернет

Интернет, самый современный из каналов коммуникации, политологи сразу же назвали «новой средой обитания» (М. Коуэл). Интернет-пространство стало важным атрибутом поля политики, в котором происходит обсуждение идей, кипят дискуссии, идет согласование интересов, поиск компромиссов.

Достаточно активно развивается сетевая журналистика: в 2015 г. в России было зарегистрировано более тысячи периодических сетевых СМИ. Среди них «Газета. Ru» – первая в России ежедневная интернет-газета, «Страна. Ru» – информационная служба, объединяющая функции ежедневной газеты, аналитического журнала и информационного агентства.

Точка зрения известного политолога

Мануэль Кастельс одним из первых обратил внимание на противоречивые перспективы Интернета в социально-политической жизни. Несмотря на то что Интернет задумывался как особая технология, призванная обеспечить свободную коммуникацию, реализация данного проекта вовсе не означает, что благодаря использованию Интернета мы обретем долгожданную свободу: все будет зависеть от складывающейся ситуации. Очевидно, что Интернет является весьма гибкой технологией, допускающей возможность серьезных видоизменений в результате общественного использования и потому способной вызвать целый ряд социальных последствий, обнаруживаемых опытным путем, а не декларируемых заранее.

Социологи из университета Индианы (США) предлагают рассматривать Интернет как многостороннее СМИ, создающее комплекс различных форм коммуникации, которые условно можно разделить на четыре категории:

  • асинхронная коммуникация «один на один» (электронные письма);
  • асинхронная коммуникация «многие с многими» (например, сеть Usenet; сводки, листы рассылок, где требуются согласие на рассылки или пароль для входа в программу, в которой сообщения касаются определенных тем);
  • формы синхронной коммуникации «один на один», «один и несколько», «один с несколькими», которые строятся вокруг какой-либо конкретной темы (например, ролевые игры, чаты);
  • асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт, чтобы получить определенную информацию, и где можно встретить такие формы, как «многие и один», «один на один», «один и многие» (веб-сайты, гороскопы).

По сравнению с традиционными СМИ Интернет обладает рядом преимуществ:

  1. Мультимедиа. Интернет имеет возможность объединить визуальные, звуковые, печатные и видео-аспекты других СМИ; цена пересылки письма по электронной почте гораздо ниже, чем с помощью обычной почты.
  2. Персонализация. Интернет способен обеспечить необходимой информацией как отдельного человека, так и группы людей на любом уровне заинтересованности; доставка может быть осуществлена согласно предпочтению пользователей через персонализацию содержания, рассылку по электронной почте и кабельному телевидению.
  3. Интерактивность. Интернет-коммуникация предполагает диалог, а не монолог, который отличает традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная связь между сотнями пользователей реализуются посредством электронной почты, информационных табло, форумов, чатов, телеконференций.
  4. Отсутствие посредников. Интернет обеспечивает возможность для прямого доступа правительства к населению и, наоборот, населения к власти без вмешательства и манипуляции со стороны СМИ.

Все эти особенности выводят глобальную Сеть на лидирующие позиции в качестве средства воздействия, достижения целей и продвижения интересов, в том числе в сфере политической коммуникации.

Очень важно, что Интернет не только обладает свойством доносить до аудитории сведения о происходящих событиях, как и все остальные СМИ. Он способен также создавать коммуникационные сети для внутри- и межгруппового общения и тем самым делегировать функции по передаче информации и формированию общественного мнения самой аудитории, которая активно вовлекается в процесс, поскольку имеет возможность образовывать любые сообщества по любому основанию. Трансляция идей не от средств массовой коммуникации, а от пользователей делает информацию внешне безобидной и более достоверной.

Пример социальной сети

Наиболее ярко это видно на примере широко известной социальной сети Facebook: хоть она и не разрабатывалась как инструмент политической борьбы, ее создатели быстро осознали таящийся в ней необычайный потенциал. Уже в первые несколько недель существования Facebook студенты начали высказывать в ней свои политические взгляды, заменив изображение своего профиля фрагментом текста, включающим политический лозунг, что впоследствии вылилось в целенаправленно спланированные акции, предшествующие тем или иным политическим событиям.

Сегодня в политической сфере миссия Интернета представляется амбивалентной: с одной стороны, он делает политику более доступной для простых граждан, а с другой – предоставляет политикам новые возможности, чтобы активно влиять на аудиторию, в том числе с помощью манипулирования, использования весьма изощренных информационных технологий. Так, сегодня практически все российские политики ведут в Интернете свои блоги – своеобразные дневники, в которых ежедневно комментируют события в стране и мире, обмениваются информацией с другими пользователями. Это позволяет не только привлечь внимание аудитории к ключевым сообщениям, но и сформулировать вполне определенную оценку происходящего и тем самым направить политическую активность в заданное русло.

В последние годы в России набирает популярность Твиттер (от англ. to twitter – «чирикать, щебетать, болтать»), интернет-сервис, предназначенный для обмена короткими сообщениями. В Твиттере пользователь ведет собственный микроблог, при этом каждое сообщение (твит) содержит не более 140 знаков. Это значит, что информация подается максимально лаконично, но дополняется специальным сервисом для выкладывания фото и видео, создания опросов. Каждый автор с помощью системы ретвитов (повторяющихся сообщений) может сделать выделенную информацию доступной для тысяч пользователей, таким образом, любая новость мгновенно становится известной. Именно поэтому Твиттер быстро политизировался: сейчас свои микроблоги ведут практически все российские политики, в том числе региональные (губернаторы, мэры, крупные чиновники). Особенно важно, что блог в Твиттере не является официальным сайтом политика, поэтому он может общаться со своими подписчиками неформально; в свою очередь, аудитория имеет возможность напрямую обратиться к любому публичному деятелю.

Примеры взаимодействия с аудиторией с помощью новых медиа

Эксперты выделяют следующие типы взаимодействия политиков с аудиторией с помощью блогов и твиттеров:

  1. Обратная связь: перманентно информировать аудиторию о том, чем занят автор, какие политические проблемы его волнуют. Если политик умеет рассказать обо всем живым эмоциональным языком, подчеркнув свое индивидуальное мнение, это может заинтересовать аудиторию, привлечь к нему внимание широкой общественности, что способно не только повысить его популярность и политический рейтинг, но и качественно изменить имидж в нужную сторону.
  2. Обкатка новых идей: новые интересные идеи обычно не выносятся в блогах на обсуждение прямо. «Пробный шар» предлагается авторами исподволь: посмотрев, как отреагирует небольшая референтная группа, можно сделать прогноз на значительно более широкую аудиторию.
  3. Голос оппозиции: представить информацию о событиях, которые замалчиваются официальными СМИ. Именно через блоги и твиттеры широкая общественность узнает сегодня о злоупотреблениях властью, о деятельности оппозиционных объединений и других событиях, которые стараются скрыть от внимания широкой публики.
  4. Выступить с трибуны: официальные сообщения не очень интересны аудитории, в них нет диалога, а общественность раздражает стремление политиков навязчиво нести в массы исключительно свои идеи. Не случайно эксперты обращают внимание на самую низкую эффективность данной технологии.

Итак, очевидно, что политики увидели в системе блогов и твиттеров интересную технологию налаживания обратной связи между властью и народом, возможность использовать новые механизмы небюрократического взаимодействия. Однако не менее активно использует новые технологии политическая оппозиция.

Примеры твиттерных революций

Известно, что революционные выступления в Египте в 2011 г. начались с обмена твиттами, точно так же были организованы массовые выступления в Великобритании летом 2011 г. Российские эксперты полагают, что Твиттер, социальная сеть «ВКонтакте» и Facebook во многом позволили организовать события на Манежной площади в декабре 2010 г. и протестные митинги после парламентских выборов в декабре 2011 г.

Распространение социальных сетей дает специалистам повод всерьез задуматься о политическом значении разнообразных сервисов Интернета. Исследователи говорят о возникновении нового типа социальной активности с помощью интернет-технологий. Однако сами по себе технологии не создают революции, они только облегчают организацию больших масс людей. Впрочем, некоторые политики полагают, что необходимо серьезно ужесточить систему наказаний за призывы в социальных сетях к разрушительным антисоциальным действиям и разжиганию социальной розни.

Пример

В Великобритании летом 2011 г. два блогера были осуждены на четыре года тюремного заключения, каждый за агитацию в социальных сетях. Английский премьер-министр Дэвид Кемерон лично настаивал на таких больших сроках заключения, чтобы в корне пресечь подобную виртуальную антисоциальную активность молодежи. Известно, что в Великобритании четыре года тюремного заключения присуждают за ограбление с применением огнестрельного оружия, поэтому многим аналогичный срок наказания за виртуальные призывы к массовым выступлениям показался излишне суровым.

Среди новых медиа, активно используемых в политике, отметим видеохостинги – сайты, на которых можно выложить видеоряд. YouTube – наиболее популярный сайт такого рода, где можно обнаружить уникальные политические материалы, записи с места событий, не попавшие в обзоры СМИ. Многие актуальные ролики с помощью ссылок в социальных сетях становятся популярными и актуализируют разнообразные темы, волнующие общественность. Обычно здесь используются технологии политической рекламы, создающие позитивный или негативный образ, запоминающий видеоряд, что способно эмоционально воздействовать на аудиторию. Возможность создавать и быстро делать популярными актуальные политические ролики в Сети, отвечать одним роликом на другой дает дополнительный ресурс политикам для привлечения внимания аудитории.

Итак, очевидно, что политическая управляемость СМИ распределяется в порядке убывания от телевидения к прессе, радио и Интернету, поэтому молодежная аудитория отдает предпочтение глобальной Сети. К числу позитивных сторон Интернета политологи относят также создание информационных баз и библиотек, возможность общаться поистине в планетарном масштабе, оперативно получать информацию. По сравнению с традиционными каналами коммуникации сетевые СМИ имеют ряд преимуществ: оперативность, географическая доступность, эффективная обратная связь, возможности частого обновления информации, использования гипертекста. Нельзя не отметить, что в последнее время большинство политических новостей в Интернете распространяется официальными источниками, а новая информация имеет более операциональный и структурированный вид.

Однако есть и обратная сторона «медали»: благодаря Интернету в политическом пространстве получили возможность заявить о себе не только конструктивные силы, в том числе оппозиционные, но и различные сектанты, политические радикалы, террористы. Достаточно часто в сетях размещается непроверенная информация; публикуются ложные сведения, недостоверные факты, поэтому доверие к такому источнику информации, как Интернет, в целом невысокое. Помимо этого, доступность Интернета в масштабах страны остается пока весьма низкой: по некоторым данным, лишь 38 % россиян находятся в зоне влияния Интернета.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)