Система родов I: Социальная организация половых различий

В заключение мы рассмотрим и обсудим понятие системы родов, понятие, которое, как кажется, широко распространилось в Скандинавии. При обсуждении этого понятия иллюстрируются некоторые проблемы и возможности, связанные с его применением.

В определениях этого понятия, как мы увидим, могут подвергаться сомнению и проблематизироваться как раз границы между социальным/культурным и биологическим/естественным.

Когда пользуются понятием системы родов, а не системы полов, хотят подчеркнуть социальный и культурный порядки, связанные с полом.

В основном можно выделить два направления, в которых понятие системы родов используется по-разному. Общее у этих направлений, что они видят в работе и сексуальности две центральные сферы, посредством которых организуется общество.

Общим для обоих направлений является также то, что они заостряют внимание на отношениях между полами и зависимости между ними.

Во-первых, система родов может просто-напросто означать социальную организацию полов. Это определение обычно для социальной антропогии. Гейл Рубин, которую считают первой, сформулировавшей понятие системы родов, определяет ее следующим образом.

Система «пол/род» — это ряд мероприятий, посредством которых общество превращает биологическую сексуальность в продукцию человеческой деятельности, и в которых эти трансформации удовлетворяются.

Исходной точкой для антропологического применения понятия часто служит то, что разделение труда между полами часто увеличивает и усиливает биологические различия между полами, и тем создает род (то есть социальный пол).

Таким образом, биология людей нерелевантна для строения системы родов, но это не значит, что биология определяет или каким-то естественным образом воздействует на властные отношения в обществе.

В антропологии центральное значение приобретает изучение социальной организации сексуальности и размножения и исследование систем родства, что по традиции считается основополагающим в общественном порядке.

Например, Гейл Рубин в своей статье исходит из теории о структуре систем родства и видит в этой сфере — то есть организации сексуальности и размножения — основу, на которой следует строить понимание подчиненного положения женщин.

В своем наброске основных черт системы родов Рита Лильестрём таким же образом высказывается о причинах асимметрии между полами.

Эту асимметрию мы видим на рынке труда и в общественной сфере, но, говорит Лильестрём, «слабое положение женщин в экономике проистекает не из трудовой жизни, его происхождение следует искать в системе родов. Оно связано с организацией выживания».

Под организацией выживания Лильестрём понимает как размножение, так и родство/род. Таким образом, «сырьем» социальной организации половых отношений, на котором она строится и вокруг которого структурируется, является выживание рода, а не сама по себе сексуальность.

Это выражается в разделении труда и воспроизводится в нем, что создает и сообщает содержание полу. Как выживание рода, так и разделение труда делают оба пола зависимыми друг от друга. Они разделяются, одновременно образуя связь.

Но это вовсе не значит, что полы дополняют один другой одинаковым образом. Наоборот, Лильестрём считает, что отношения между женщинами и мужчинами характеризуются асимметрией, то есть, что «части целого противоречат друг другу, они нерегулярны, разнородны и выведены из равновесия», и что «в институте родительства и в значении мужчин и женщин для выживания группы царит асимметрия.

Роль женщины в размножении — это в одно и то же время и ее триумф, и причина ее подчиненного положения». Эта роль характеризуется тем, что женщина необходима и неизбежна, в то время как роль мужчины воспринимается как случайная и вполне подлежащая заменам.

Но это одновременно ведет также к тому, что ему приходится укреплять свое положение средствами извне — властью в обществе. При таком понимании этого понятия система родов «получает биоматериальный фундамент, но в полной мере остается социальной и исторической конструкцией».

Хотя и Гейл Рубин, и Рита Лильестрём хотят исследовать эксплуатацию женщин и асимметрию в отношениях между полами, в этом теоретическом направлении властные отношения не обязательно присутствуют в определении системы родов.

Конечно, значение сексуальности и размножения всегда становится предметом культурной/символической интерпретации и социальной организации. Но вовсе не обязательно, утверждают другие, чтобы эти отношения были иерархическими.

То есть подчиненность женщин становится вероятным результатом специфической системы родов (как способа организации сексуальности и размножения), но не входит в определение этого понятия.

Представители этой линии высказываются в пользу того, что общей антропогической теории требуется нейтральное относительно властных отношений понятие рода, «вместо такого, которое связывается с определенной властной асимметрией.

При таком подходе вопрос о том, как выглядят отношения между женским и мужским родом в различных обществах, оказывается эмпирическим»

Проблема заключается, однако в том, как можно выявить и проанализировать такое обстоятельство, как эти властные и подчинительные отношения, если эти отношения лежат вне самого определения системы родов.

Основополагающим структурирующим принципом видится неодинаковость, а не неравенство, но основания и следствия такого выбора теоретической исходной точки все еще непрояснены.

Другой проблемой является то, что с одной стороны, считают, что нет никаких «естественных», в смысле исторически и социально неизменных, оснований для существования системы родов. Ведь это понятие обозначает социальную и культурную организацию.

Но, с другой стороны, понятие это основывается на определении, которое строится именно на биологических различиях между полами, увеличивает и усиливает их.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)