Ранний онтогенез в условиях слепоты
Развитие ребенка в условиях слепоты должно проводиться с помощью комплекса процессов, которые являются основой для развития ребенка как полноценной личности. Процесс развития проводится как переход от одной стадии развития к другой с одновременным закреплением изученного материала. Каждый новый уровень обучения разрабатывается на основе психического состояния ребенка, его способностей на данный период.
Любая стадия компенсации зрения должна соответствовать уровню развития процессов восприятия, представления, а также мышления и речи. Кроме того, ребенок должен научиться активно использовать образы разных предметов в уме и т. д. Развитие ребенка в условиях слепоты должно быть ориентировано на дальнейшее вхождение в полноценное общество, компенсацию своего недостатка зрения и получение трудовых навыков. Процесс обучения при слепоте является преодолением психологических переживаний, которые неизбежно возникают у ребенка, когда он осознает разницу между своими способностями и способностями других детей, т. е. свои недостатки и последствия ограничения в будущей жизни.
Любая индивидуальная программа всегда должна строиться на базе личного опыта ребенка, приобретенного в процессе развития с момента рождения. Следовательно, от того, что успел ребенок освоить в раннем возрасте, какие компоненты, навыки и объем информации он получил из окружающего мира, будет зависеть его дальнейшее развитие. Практически обосновано, что наблюдение за развитием ребенка с момента рождения является значимым критерием для выбора индивидуальной программы. Компенсацию слепоты можно разделить на две стадии:
- на ранней стадии слепой ребенок развивается так же, как и зрячий, во многом этот процесс зависит от активности взрослого человека и степени эмоционального общения с окружающим миром. На данной стадии ребенок практически не подвергается негативному влиянию слепоты, так как в это время развивается в большей степени двигательная активность в ограниченном пространстве. До 5–6 месяцев и зрячие, и незрячие дети находятся в одинаковых условиях;
- на второй стадии основная работа проводится по развитию речи ребенка, так как запас слов и звуков будет основной базой для дальнейшего развития. Речь как главное средство общения позволяет ускорить формирование представлений об окружающем мире, обозначить конкретные действия и движения.
Учитывая медленное формирование словарного запаса незрячих детей, необходимо одновременно развивать реакцию на звуки, ощущения предметов и пространственную ориентацию.
- Понятие о синдроме раннего детского аутизма (РДА) и аутистических чертах личности
- Расширение объекта современной специальной психологии
- Компенсация потери слуха в процессе развития сохранных анализаторов
- Личностные акцентуации при умственной отсталости
- Внутренняя картина болезни при нарушенном интеллекте
- Принципы основных классификаций задержек психического развития
- Структурные компоненты речевых способностей. пути их формирования
- Методика логопедического воздействия при различных речевых патологиях
- Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу