Психологические исследования в журналистике

Закономерно, что СМИ постоянно находятся под прицелом внимания обще­ственности. Но к тому же по ряду объективных причин они постоянно являются объектом научных гуманитарных исследований (как мы отметили, прежде всего как фактор социализации различных групп общества), а в современных условиях также субъектом коммерческой, маркетинговой деятельности (в качестве носите­ля различных видов рекламы). Все это в рамках психологии журналистики опре­деляет различные способы, формы, методы анализа массово-коммуникационной практики. В том числе и междисциплинарные.

Среди основных видов психологических исследований в сфере масс-медиа мож­но выделить следующие.

  • Оценку содержания или контент-анализ с использованием различного рода доминант (к примеру, кто герои СМИ — из каких они групп общества, присутствует ли в содержании массово-коммуникационных текстов наси­лие, какова «география» публикаций и т.д.).
  • Использование метода работы в фокус-группах и описание ментальной ре­альности различных подгрупп аудитории средств массовой информации (поиск ответа на вопрос — что становится основой формирования устано­вок у конкретных людей и дальнейших моделей их поведения).
  • Оценку с помощью экспериментов эффективности продолжительности воздействия продукции СМИ на различные аудиторные группы (анализ прежде всего так называемых факторов «раздражительности», «отторжения коммуникаторов»).
  • Изучение результативности и систематизация технологий воздействия на аудиторию различных видов массовой коммуникации (публицистики, пропаганды, паблик рилейшнз, лоббистской деятельности СМИ, рекламы).
  • Оценку факторов кумулятивного (совокупного) эффекта деятельности масс-медиа, таких как поведенческие последствия, установочные послед­ствия, когнитивные последствия, физиологические последствия, и т.д.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)