Особенности организации и проведения учебных занятий с использованием метода анализа конкретных ситуаций и прецедентов

Метод кейсов (обучение методом ситуаций или прецедентов). Под методом кейсов понимается изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает у студентов, зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми они сталкиваются в профессиональной сфере деятельности.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у студентов вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Оптимальное сочетание числа кейсов должно дать синергетический эффект, который может отчетливо проявиться, например, при подготовке и защите дипломных работ. Задача преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала, а студенты должны разрешить поставленную проблему и добиться реакции окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия.

При этом нужно помнить, что возможны различные решения проблемы. Студенты с самого начала должны понимать, что риск принятия решений лежит на них. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, например с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении студентов отказаться от поверхностного мышления.

Преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу (табл. 1.2.2). Требования к содержанию кейса. В кейсе рассматривается конкретная ситуация. В описание ситуации включаются основные случаи, факты, принимаемые решения, имевшие место в течение определенного времени. Причем ситуация может отражать как комплексную проблему, так и какую-либо частную задачу.

Особенности организации и проведения учебных занятий с использованием метода анализа конкретных ситуаций и прецедентов

Как правило, информация не представляет полное описание (биографию) процесса или события, а скорее носит ориентирующий характер. Поэтому для построения логичной модели, необходимой при принятии обоснованного решения, допускается дополнять кейс данными, которые, по мнению участников, могли иметь место в действительности. Таким образом, студент не только фиксирует рассматриваемый случай, но и вникает в него до такой степени, что может прогнозировать и демонстрировать то, что пропущено в кейсе.

Выделяют пять ключевых критериев, по которым можно отличить кейс от другого учебного материала:

  1. Источник. Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.
  2. Процесс отбора информации. При отборе информации для кейса необходимо ориентироваться на учебные цели. Не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс, иначе он не вызовет интереса, так как будет казаться нереальным.
  3. Содержание. Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Следует избегать чрезмерно насыщенной информации или информации, напрямую не относящейся к рассматриваемой теме. В целом кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы обучающемуся быстро войти в проблему и иметь все необходимые данные для ее решения.
  4. Проверка. Проверка — это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе или оценка реакции новой аудитории на кейс, который раньше рассматривался, но для других групп студентов. Изучение реакции на кейс необходимо для получения максимального учебного результата.
  5. Процесс устаревания. Большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку «это было уже давно». Проблемы, рассмотренные в кейсе, должны быть актуальны для сегодняшнего дня.

Модерация работы с кейсом. Одна из основных задач кейсового метода — максимально активизировать каждого студента и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Поэтому группа делится на такое число подгрупп, чтобы последние состояли из 3-5 человек.

Каждая команда выбирает руководителя (модератора). Роль модератора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между ее участниками и принимаемые решения. После завершения работы по теме занятий модератор делает доклад в пределах 10 минут о результатах, достигнутых своей подгруппой.

Непосредственную работу с кейсом можно организовать двумя способами:

  1. Каждая подгруппа выполнит задание только по одной теме в течение всех практических занятий.
  2. Все подгруппы работают одновременно над одним и тем же разделом (темой) кейса, конкурируя между собой в поиске наиболее оптимального решения.

Организуя работу с кейсом, полезно иметь общее представление о методе модерации, получившем в последнее время широкое распространение в методиках обучения. Выше мы уже говорили о том, что применение метода модерации имеет цель научить обучающихся работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченной информации и недостатка времени.

Принятие решений в группе основывается на информации, имеющейся в кейсе и с использованием при этом методов исследования:

  • экспертных;
  • аналитических;
  • экспериментальных.

С учетом перечисленных методов исследований модерация предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать в качестве эксперта, аналитика или экспериментатора. Техническая работа модератора состоит в следующем.

1. Предложение идеи:

  • модератор фиксирует все идеи, высказанные в ритме мозговой атаки;
  • модератор регулирует поток идей.

Не допускается критика идей. Лучше если идеи будут выписаны на доске или листке бумаги.

2. Дискуссия:

  • модератор фиксирует высказывания-мнения об идеях;
  • модератор регулирует поток высказываний;
  • модератор группирует высказывания. Высказывания участников могут быть записаны ими на отдельных листках.

Таким образом, технические приемы модерации основываются на наглядности, доступности информации для всех и систематизации по типам ответов.

Методы анализа и принятия решений. Рекомендуется следующая последовательность работы над кейсом:

  • записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе;
  • выписать вопросы для данной темы;
  • по каждому вопросу кратко высказать мнения, причем один из участников должен записывать их (например, модератор);
  • сформулировать результирующее мнение, которое будет является решением поставленной цели.

Представление результатов работы. Для представления результатов рекомендуется подготовить резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы). Выступление модератора должно быть в пределах 10 минут. На доске предварительно записываются основные результаты работы. Остальные подгруппы выступают слушателями и оппонентами докладчика, а затем оценивают доклад модератора. Обсуждение темы заканчивается подведением итогов преподавателем.

Определение целей обучения кейсовым методом. Образовательные цели кейсового метода можно определять следующим образом:

  1. Формулировка целей обучения — это набор слов или символов, описывающих одно из намерений в плане обучения.
  2. Цель передает намерение преподавателя в отношении того, что студент будет делать, и способы контроля времени и методов работы студента.
  3. Следует описать то, что студент будет делать: а) установить и указать общий процесс обучения; б) определить важные условия, при которых должно проходить обучение.
  4. Написать отдельно формулировку каждой цели; чем больше этих формулировок, тем больше шансов прояснить цели обучения.

Установлено семь целей формирования навыков и три цели процесса, которые применимы для курсов, основанных на методе кейсов:

  • Цель 1. Студент должен уметь принять нужное решение по материалам кейса. Цель, которая стоит на протяжении всего курса, — студент должен научиться принимать конкретные решения и применять свои знания в конкретных ситуациях.
  • Цель 2. Студент должен показать способность мыслить логически, ясно и последовательно, а также знание того, что представляют собой соответствующие данные и предположения.
  • Цель 3. Студент должен уметь представить анализ в убедительной и обоснованной форме.
  • Цель 4. Студент должен обладать здравым смыслом, определяемый как способность видеть очевидное и уместное, а также уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу.
  • Цель 5. Студент должен показать готовность и способность применить аналитическое мышление и количественный анализ, когда это необходимо. Согласованная, последовательная, в основном разумная аргументация, которая игнорирует основные инструменты количественного анализа управленческой ситуации, недостаточна.
  • Цель 6. Студент должен уметь выходить за рамки конкретной ситуации, видеть перспективы и проявлять свою компетентность. Этот критерий в большей степени для работ с оценкой «отлично».
  • Цель 7. Студент должен быть способен использовать имеющиеся в его распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или тщательно проанализировать ситуацию.

В некоторой степени эта цель повторяет предыдущие. Однако различие состоит в том, что просто принять решение и его аргументировать, не вдаваясь в конкретные детали, в решение множества небольших вопросов, возникающих в связи с основной проблемой, недостаточно для удачного анализа кейса.

Интересно
Можно выделить и другие цели формирования навыков с использованием метода кейсов, но эти семь — самые яркие. Строго говоря, есть цели в плане письменных и/или устных навыков на определенных примерах, рассматриваемых в процессе моделирования кейсов. Однако они не дают гарантии, что студент сможет действовать таким же образом в реальных условиях.

Некоторые преподаватели добавляют к целям навыков цели процесса. Многие знания требуют больше времени для восприятия и усвоения, чем на это отведено программой курса. Значимость некоторых курсов студенты осознают некоторое время спустя. Этот задержанный эффект, очевидно, нельзя измерить в период изучения курса. Следовательно, поддержание высокого уровня представления и аргументации точки зрения рассматривается как значимая величина в вербальном диалоге и повторении процесса анализа кейса.

Три цели процесса, относящиеся к этому утверждению:

  1. Студент должен посетить определенное количество занятий.
  2. Студент должен показать подготовку и заинтересованность в занятиях.
  3. Студент должен сделать устный доклад во время обучения.

Выбор кейсов:

  • Хороший кейс рассказывает. Как все хорошие рассказы хороший кейс должен быть с хорошей фабулой.
  • Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы студент забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешиться.
  • Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Чтобы студенты восприняли кейс как новость, а не как историческое событие, предпочтительней включать в него современные случаи.
  • Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей. Во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни.
  • Хороший кейс включает цитаты из источников. Цитаты из материалов (официальные или неофициальные) добавляют реализма и позволяют студенту толковать их в свете того, что он знает о людях, чьи высказывания цитируются.
  • Хороший кейс содержит проблемы, понятные студенту. Это вырабатывает склонность к эмпатии (соучастию, сочувствию, сопереживанию).
  • Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т. п., то целесообразно, чтобы в кейсе были представлены рациональные моменты прежних решений, на основе которых можно строить новые решения.
  • Хороший кейс требует решения проблем. Этот и предыдущий пункт отражают предпочтение кейсов, требующих принятия решений, а не оценки решений, уже принимавшихся другими.
  • Хороший кейс прививает профессиональные навыки. Некоторые кейсы документируют процесс, представляя тем самым модель, которую студент может взять за образец в реальной жизни.

Так совершенно независимо от последующего познания через разрешение кейса, сам кейс учит искусству деятельности и принятия решений: как смоделировать проблему в структуре дерева решений. Кейс, который исчерпывающим образом иллюстрирует профессиональную задачу, — это добротный инструмент для выработки навыков действий.

Пакет кейсов в обучении:

  1. Вводный кейс (осведомленность о наличии проблемы, ситуации, явления; границы рассматриваемого предмета).
  2. Информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме, проблеме; в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным).
  3. Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать проблемы с преобладанием комплексных, недетерминированных факторов).
  4. Исследовательский кейс (схож с групповым или индивидуальным проектом; анализируется определенная ситуация, проблема, результаты анализа представляются в форме изложения);
  5. Кейс с целью развития определенных навыков (закрепляет, тренирует использование изученных инструментов и навыков на примере реальных деловых ситуаций; в зависимости от характера навыков — технические, аналитические и т.п. — может быть более или менее детализированным, объемным).

Обучающие цели кейса и его объем определяют использование той или иной формы и структуры кейса.

Форма и структура кейса:

  • комплексный (модульный) кейс содержит как правило большой (20 и более страниц) объем информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов и т.п.;
  • кейс-изложение содержит факты: рассказ о какой-либо ситуации, явлении, проблеме, путях ее решения, основные выводы по теме;
  • кейс-иллюстрация содержит небольшой объем данных, используется для подтверждения, в качестве примера по изучаемой теме;
  • кейс практическая задача содержит небольшой или средний объем информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить (обычно расчетное, или иное) задание по теме;
  • кейс со структурированными вопросами содержит четкий перечень вопросов после основного текста; обсуждение кейса построено по этим вопросам;
  • кейс без структурированных вопросов; после основного текста следует предложение выявить и обосновать пути решения проблемы, которая характеризует сложившуюся ситуацию.

Вопросы к кейсу можно разделить на так называемые обучающие, призванные закрепить изученные навыки и концепции, и собственно проблемные, развивающие приемы творческого, аналитического мышления. Каждый конкретный кейс обладает несколькими из приведенных выше признаков, сочетание которых зависит от области обучения, целевой аудитории, опыта разработчика и т. п. Кроме того, классическим кейсом обычно считается комплексный, стратегический (по нашей классификации), который содержит в себе различные элементы низшего порядка (например, кейс — практическую задачу иллюстрацию и т. п.).

В процессе использования кейсовой технологии целесообразно применять механизм позитивной обратной связи, которая обеспечивает формирование устойчивой личностной позиции у субъектов образовательного процесса.

В этой связи, на занятиях с использованием кейсовой технологии достаточно эффективным приемом является так называемая бинарная интеграция, предполагающая проведение занятия двумя преподавателями.

Опыт показывает, что преподавание в паре имеет неоспоримые преимущества:

  • два преподавателя знают больше, чем один и могут дополнить друг друга;
  • преподавание в паре чаще всего делает обучение более оживленным и разнообразным;
  • в конфликте слушателя с одним из преподавателей, другой может выступить как нейтральное лицо;
  • два преподавателя могут совместно обсудить дальнейший план действий и возможные изменения прямо по ходу занятия.

Опыт показывает, что при анализе практической ситуации слушатели часто затрудняются в формулировке проблемы.

Можно выделить три типичных способа формулирования проблемы:

  • постановка диагноза – это фиксация определенного видения ситуации слушателем, которое, однако, мало продвигает его к определению путей разрешения ситуации;
  • предложение программы действий – такое предложение конкретных решений, не основанное на анализе проблем, как правило, бывает слишком поспешным и мало продуманным;
  • формулировка проблемы как противоречия между различными элементами организации.

Для того, чтобы слушатели при анализе ситуации могли формулировать проблему как противоречие, необходимо либо на этапе подготовки дать пояснение о возможных формах фиксации проблемы и отметить наиболее приемлемые, либо, по результатам анализа, обсудить со слушателями связь формулировки проблемы с глубиной проработки решения. Одной из самых распространенных трудностей в работе с конкретными ситуациями является ориентация слушателей на получение экспертного решения от преподавателя.

Необходимо отметить, что некоторые кейсы, подготовленные, например, в рамках Гарвардской школы бизнеса, с самого начала не предполагают наличие правильного решения. Ситуации, рассматриваемые при таком подходе, ориентированы на включение слушателей в процесс анализа ситуации, задание определенных норм работы для получения качественного результата. Можно, например, подготовленные решения по анализу ситуации обсудить с экспертами и в конце занятия сравнить решение слушателей с экспертным.

С позиции методики очень важным аспектом в процессе обучения с использованием кейсовой технологии являются формы презентации фактологического материала в кейсе.

К наиболее оптимальным формам презентации, на наш взгляд, необходимо отнести следующие:

  1. Стихотворная форма.
  2. Сказочный типаж.
  3. Ситуационные задачи.
  4. Психодрама.
  5. Динамическая визуализация.
  6. Аудиальные фргаменты.
  7. Кинестетические фрагменты.
  8. Сюжетно-ролевые фрагменты.
  9. Куклотерапия.

Характеристика перечисленных нами форм презентации фактологического материала в кейсе представлена в табл. 1.2.3.

Особенности организации и проведения учебных занятий с использованием метода анализа конкретных ситуаций и прецедентов

Как правило, любая из предложенных форм презентаций завершается рефлексией. Рефлексия предполагает оценку и самооценку человеком определенных норм, правил, общих закономерностей, существующих в окружающей действительности. Следует подчеркнуть, что самым главным моментом в личностной презентации выступает возможность самовыражения и самопознания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)