Основные меры органов внутренних дел по организации оперативно-розыскного предупреждения преступлений

Рассматривая меры предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел, необходимо отметить, что они могут быть многоаспектными и, как правило, иметь комплексный характер.

Их организация и осуществление предполагает охват достаточно обширного перечня мер общей, индивидуальной профилактики, а также административно-правовых, уголовно правовых и иных действий, включая меры организационного, оперативно-розыскного характера и т. д.

В более конкретизированном виде такими мерами являются:

Меры общего предупреждения преступлений, к которым относятся:

  • наблюдение, оценка и прогноз социальных явлений криминогенного и антикриминогенного характера, а также состояние борьбы с преступностью (мониторинг);
  • создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений на определенной территории;
  • правовая пропаганда и правовое воспитание населения;
  • участие в разработке и внедрении стандартов безопасности от преступлений;
  • обмен информацией, имеющейся в правоохранительных органах, о криминогенных факторах с негосударственными и иными органами, общественными организациями;
  • разработка и реализация в пределах компетенции программ борьбы с преступностью и предупреждения преступлений;
  • криминологическая экспертиза нормативных актов и др.

Меры индивидуальной профилактики преступлений, в числе которых могут быть: профилактические беседы; направление информации об антиобщественном поведении таких лиц руководителям предприятий, учреждений, учебных заведений, общественных объединений; предупреждение о постановке их на профилактический учет; постановка на профилактический учет; административный надзор; официальное предостережение и др.;

Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры предупреждения преступлений могут осуществляться в следующих направлениях:

  • обеспечение безопасности физических и юридических лиц, на права и законные интересы которых возможно преступное посягательство;
  • контроль за своевременным поступлением, прохождением материалов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, принятие по ним соответствующих решений;
  • применение предусмотренных законодательством мер воздействия к лицам, совершившим административные правонарушения или преступления, не представляющие большой общественной опасности, в целях предупреждения с их стороны тяжких преступлений;
  • внесение, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, в государственные органы, общественные организации, должностным лицам представлений об устранении выявленных в ходе расследования причин и условий, способствующих совершению преступлений;
  • использование уголовно-процессуальных мер, направленных на предупреждение повторных преступлений со стороны лиц, не взятых под стражу в период предварительного следствия;
  • выявление и привлечение к предусмотренной законодательством ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, совершение административных правонарушений, потребление алкоголя, наркотических и других одурманивающих средств;
  • инициативное внесение в органы здравоохранения ходатайств о направлении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически совершающих правонарушения, либо ущемляющих права и законные интересы других граждан, в соответствующие учреждения;
  • своевременное пресечение административных правонарушений на улицах, в других общественных местах, жилищах граждан и на объектах транспорта;
  • принятие предусмотренных законом мер к лицам, допустившим эти правонарушения;
  • изъятие из пользования юридических и физических лиц предметов, оборот которых ограничен и которые могут быть использованы при совершении преступлений и др.

Комплекс оперативно-розыскных мер предупреждения преступлений включает в себя: выявление (поиск), документирование и реализацию оперативно-розыскной информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью принятия необходимых мер для их склонения к отказу от совершения преступлений либо пресечения на этапе подготовки (покушения); своевременное разобщение выявленных преступных групп, в т. ч. организованных, и принятие мер к прекращению преступной деятельности входящих в них лиц; принятие исчерпывающих мер по розыску и задержанию лиц, скрывающихся от органов внутренних дел и др.;

Организационные и иные меры предупреждения преступлений включают:

  • оперативное реагирование с использованием всех имеющихся сил и средств на сообщения граждан, должностных лиц и иную информацию о совершаемых или совершенных преступлениях;
  • накопление, систематизация и использование информации о лицах, замышляющих преступления, совершивших административные правонарушения, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер;
  • обеспечение патрулирования силами территориального органа МВД России и общественности в местах с наиболее высоким уровнем преступности;
  • проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по предупреждению деятельности преступных групп, улучшению криминогенной обстановки на территории обслуживания органа внутренних дел;
  • привлечение населения, общественности к работе по предупреждению хищений в жилых микрорайонах, населенных пунктах, на объектах массового пребывания граждан;
  • осуществление взаимодействия с иными правоохранительными органами (прокуратурой, федеральной службы безопасности, таможенной службой), с государственными органами, учреждениями, организациями, общественными объединениями правоохранительной направленности, благотворительными и иными фондами, религиозными конфессиями, трудовыми коллективами в работе по предупреждению преступлений;
  • инициативное оказание услуг по защите и охране имущества всех форм собственности на основе заключения договоров в порядке, определенном действующим законодательством и ведомственными нормативными актами;
  • консультирование населения, в т. ч. граждан, в отношении которых наиболее вероятно совершение преступления, о мерах защиты от преступных посягательств;
  • распространение памяток и другой печатной продукции; использование в этой работе средств массовой информации;
  • осуществление мер по контролю за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них, в соответствии с законом, ограничений с целью недопущения с их стороны преступлений;
  • обеспечение контроля за несовершеннолетними, систематически совершающими правонарушения, оказание им содействия в бытовом и трудовом устройстве и др.

Направленность организации деятельности территориальных органов МВД России по предупреждению преступлений, как свидетельствует анализ практики, должна определяться следующими основными обстоятельствами:

  • видом замышляемых или подготавливаемых преступлений;
  • особенностями характера и степенью криминогенной устойчивости лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений;
  • особенностями деятельности лиц, требующих профилактического воздействия (наличие преступной группы, взаимоотношения между ее участниками, степень влияния лидеров на остальных участников и т. д.).

В соответствии с целями предупреждения преступлений следует выделять следующие группы мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел:

  1. Мероприятия общепрофилактического характера, заключающиеся в выявлении и устранении причин и условий, способствующих их совершению.
  2. Мероприятия индивидуально-профилактического характера по выявлению и перевоспитанию лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений.
  3. Мероприятия по предупреждению замышляемых и подготавливаемых преступлений.

В свою очередь, осуществление всех указанных мероприятий на практике может быть достигнуто лишь при соблюдении ряда условий организационного характера.

К основным из них относятся:

  • хорошо налаженное информационное обеспечение каждого подразделения о лицах, требующих профилактического воздействия, а также причинах преступлений и условиях, способствующих этому;
  • качественное планирование работы по предупреждению преступлений;
  • комплексное использование имеющихся в распоряжении сил и средств органов внутренних дел;
  • организация тесного взаимодействия всех служб территориальных органов МВД России в работе по предупреждению преступлений с другими правоохранительными органами и общественными формированиями;
  • организующая роль руководителей территориальных органов МВД России всех уровней по организационно-методическому обеспечению решения задач, связанных с предупреждением преступлений.

Территориальные органы МВД России занимают особое место в системе предупреждения преступлений, определяемое их предназначением.

Все службы и подразделения территориальных органов МВД России функционально взаимосвязаны между собой, осуществляя оперативно-розыскное предупреждение в пределах своей компетенции.

Данное обстоятельство определяет необходимость организации внутреннего взаимодействия и согласования их деятельности.

Наиболее типичными формами внутреннего взаимодействия служб и подразделений территориальных органов МВД России в осуществлении оперативно-розыскного предупреждения являются:

  • обмен оперативно-значимой информацией о лицах, склонных к совершению преступлений; о лицах, замышляющих или подготавливающих совершение преступлений;
  • совместное планирование и проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий;
  • проведение оперативных совещаний при начальнике территориального органа МВД России по итогам выполнения текущих планов предупреждения преступлений;
  • оказание практической помощи службам и подразделениям в выполнении задач оперативно-розыскного предупреждения.

Организация внешнего взаимодействия обеспечивает эффективное решение задач предупреждения преступлений совместными усилиями с иными правоохранительными органами, государственными органами, органами местного самоуправления, средствами массовой информации и общественностью.

По своему содержанию, организация внешнего взаимодействия определяется разновидностью субъектов его осуществления, их задачами и компетенцией.

Взаимодействие территориальных органов МВД России с иными правоохранительными органами осуществляется на основе соответствующих федеральных законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов и заключается в следующем:

  • взаимное информирование о состоянии преступности на территории обслуживания;
  • выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;
  • проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;
  • проведение целевых совместных профилактических мероприятий;
  • подготовка предложений по повышению эффективности деятельности по предупреждению преступлений.

Территориальные органы МВД России в своей повседневной деятельности по предупреждению преступлений осуществляют взаимодействие с различными государственными службами и инспекциями, которые в соответствии с законами и подзаконными актами наделены правами административного надзора в пределах своей компетенции, заключающийся в установлении фактов нарушения законности и применении к виновным мер административного воздействия.

Внешнее взаимодействие заключается в проведении совместных мероприятий территориальными органами МВД России с общественными организациями и объединениями.

Взаимодействие с общественными организациями организует преимущественно руководитель подразделения территориального органа МВД России (оперативного подразделения либо всего территориального органа), которое заключается в подготовке совместных планов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также решению других задач оперативно-розыскной деятельности и их дальнейшей реализации в виде проведения совместных мероприятий.

Необходимо учитывать взаимодействие со средствами массовой информации, через которые территориальные органы МВД России имеют возможность передать населению определенные сведения.

В последние десятилетия происходит формирование информационной политики органов внутренних дел, создаются институты гражданского общества, пресс-службы органов правопорядка, образуются подразделения по связям с общественностью

Основным содержанием работы таких институтов и подразделений является обязательность своевременного и объективного информирования граждан о деятельности в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью, включая определение и осуществление мер по ее предупреждению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)