Определение понятия «культура» в социологии

В рамках социологии культуры, напротив,  сами  определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном антропологическом значении, но в аспекте структур, которые обеспечивали возможность согласованных действий в процессе совместного достижения целей.

Именно это составляло основную предметную область социологии, что делало культуру всего лишь побочной темой социологических  исследований.  По  словам Александера, применительно к современности она понималась преимущественно как отражение институциональных конфигураций капитализма или индустриализма.

Он отмечает, что даже М. Вебер, утверждая независимость «идей», изучал условия, которые дали толчок развитию капитализма, и не уделял специального внимания автономии современной культуры.

Однако споры, которые, развернулись в интеллектуальной среде в контексте постмодерна, породили особый интерес к теоретическому осмыслению культурного универсума. В ходе этой полемики постепенно стала осознаваться несостоятельность сложившихся в рамках социологи представлений о нем.

В функционалистской теории рассмотрение культуры как одной из «сфер» общества привело к тому, что содержание этого понятия оказалось ограниченным в основном только ценностями.

В культурном марксизме, по словам Э. Гидденса, понятие «классового сознания» играет во многом схожую роль, поскольку помещено в рамки сложившихся общественных порядков. По этой причине обе концептуализации предполагают редукцию культуры к социально-ин- ституциональным структурам.

Более того, в каждом из  названных подходов явно присутствует экономический детерминизм, в каких бы утонченных формах он ни проявлялся. Внимание к культурному измерению современности обнаружило не только ограниченность этих позиций. Стало очевидным, насколько сложно рассуждать о связях культуры и общества.

Однако, несмотря на то, что в рамках «новой» социологии культуры понятие культуры, как было показано выше, рассматривалось в разных контекстах, в социологии мейнстрима оно продолжает трактоваться с классических  социологических  и  социально-антропологических позиций.

Достаточно сослаться на статью Н. Смелсера в книге «Теория культуры», где он приводит результаты изучения отобранных из этих наук определений  понятия  за  последние  сто лет. В этих работах акцент ставится преимущественно на четырех компонентах:

  • понятия и концепты — одна из форм отражения мира на уровне познания, зафиксированная в языке и  помогающая  людям организовать и упорядочить свой опыт;
  • отношения — взаимосвязи с окружением, участвуя в которых человек при помощи понятий определяет, как отдельные факты, явления связаны друг с другом в пространстве, времени, по значению;
  • ценности — социально одобряемые и  разделяемые большинством людей убеждения относительно целей, к которым необходимо стремиться. В любом обществе и в каждой из составляющих его групп существует своя система и иерархия ценностей. У разных индивидов или групп они могут не совпадать;
  • нормы — элементы культуры, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в соответствии с установленными ценностями. Это требования общества к поведению индивида в определенных жизненных ситуациях. Они закрепляются в нормах и установках на уровнях морали и обычаев, а также в правовых нормах.

Обобщая эти представления,  Смелзер  определяет  культуру  как набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей, придерживающихся одного стиля жизни.

Это общее определение варьируется в зависимости от позиции, которой придерживаются исследователи, отвечая на фундаментальный вопрос о связи социальной структуры и культурных феноменов, определяемых таким образом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)