Методы построения уравнений спроса и предложения 

При установлении зависимостей спроса и предложения от цены товара реализуется следующая схема действий:

  • определяется объект исследования, то есть товар или товарная группа;
  • собирается информация о действующих в тот период времени ценах, объеме потребления и производстве относительно объекта исследования;
  • в случае необходимости исходная информация приводится в сопоставимый вид (учёт инфляции, возможный спад или подъём спроса и производства);
  • выбирается метода построения уравнений спроса (предложения);
  • проводятся тестовые расчеты, и дается оценка адекватности полученных уравнений и графиков.

Объект исследования определяется заказчиком, например, руководителем группы ценообразования на предприятии и/или предприятие может заказать проведение подобного исследования специализированной консалтинговой фирме.

При определении объекта исследования уточняется номенклатура и ассортимент исследуемых товаров. Определяются границы изучаемого рынка (местный, региональный, национальный, мировой). Фиксируется временной интервал, подлежащий исследованию.

При этом обязательно нужно учесть сопоставимость характеристик товара во времени (например, буханка чёрного хлеба в 1964 году, в соответствии с действующим в тот период времени ГОСТ, весила 1 кг., а в 1985 году – 0,7 кг.) и принципиальную возможность получения подобной информации.

Сбор исходной информации о ценах, объеме общего спроса на товар, издержках производства и обращения товара, среднеотраслевой прибыльности, масштабах производства и т.п. может опираться на следующие источники:

  • официальные статистические и коммерческие источники;
  • отраслевые материалы;
  • биржевые котировки;
  • данные мирового рынка;
  • целевые маркетинговые исследования.

Вычисление сопоставимых относительных цен, то есть очищенных от общего влияния инфляции. Это необходимо, чтобы выявить влияние цены данного товара на его спрос и предложение по отношению к другим товарам данного регионального рынка.

Так, например, может случиться, что цена на j-й товар быстро выросла и, соответственно, спрос на него упал, но в связи с этим возрос спрос на какой-либо i-й товар.

Сопоставимые цены исчисляются по отношению к базовому периоду (t0 ) путём деления индекса изменения действующей цены j-го товара на индекс совокупной инфляции:

В качестве индекса совокупного показателя цен (Т) обычно принимают индекс цен на потребительские товары, который с 1992 года Росстат РФ вычисляет по методологии, принятой в мировой практике.

Однако в конкретных случаях может быть использован и другой показатель. Например, при изучении спроса (предложения) на хлеб, мясо, молоко и другую подобную продукцию целесообразно использовать индекс цен на продовольственные товары в целом.

Относительные цены могут вычисляться и на будущий период (Т). В этом случае:

Выбор метода построения уравнений спроса (предложения) зависит от множества факторов и, прежде всего, от объема и разнообразия доступной исходной информации. Существует довольно много методов вычисления спроса и предложения. В настоящем пособии рассматриваются три наиболее простых и часто используемых метода, которые применимы в разных ситуациях относительно наличия (доступности) исходных данных.

Табличный метод. Широко применяется зарубежными фирмами при анализе рынка. Очень удобен при достаточно большом, но обозримом количестве исходных данных о парном изменении цены и спроса (предложения) на отдельный товар. Суть его заключается в упорядочении по цене шкалы распределения спроса. На основе отранжированных данных можно построить график и/или вычислить уравнение спроса (предложения) от цены.

Метод построения линейного уравнения по двум точкам. Допустим, что в процессе сбора исходной информации зафиксированы только два значения соответствующих друг другу цены и величины спроса (предложения). В этом случае легко построить уравнение прямой по двум точкам.

Пусть первой точке (p1q1 ) соответствует цена p1 и величина, например, спроса q1, а второй точке (p2q2 ) соответствует цена p2 и объем спроса q2. Тогда можно построить систему из двух уравнений с двумя неизвестными:

Решением системы линейных уравнений будет вычисление значений коэффициентов a0 и a1:

Получаемое уравнение, в случае необходимости, можно откорректировать, например, на величину инфляционного ожидания или на величину предпринимательского риска, путем введения дополнительных эмпирических коэффициентов регрессии и т.п.

Метод графического сглаживания. Применяется в том случае, если требуются получить линейную зависимость спроса (предложения) от цены и исходные данные ограничены (не более 5 – 7 точек).

Реализация метода осуществляется графически (рис. 1) по следующей схеме:

  • на график наносятся все эмпирические точки и соединяются прямыми линиями;
  • каждый полученный отрезок делится пополам и серединные точки так же соединяются прямыми линиями;
  • процедура повторяется до тех пор, пока не остаются средние точки только двух отрезков, при соединении которых и получают графическое изображение линейного уравнения спроса (предложения).

Рис. 1. Метод графического сглаживания

Напомним, что приведенные выше методы являются достаточно простыми и могут быть использованы даже экономистами средней квалификации. Именно поэтому, такие методы используются для получения предварительных (оценочных) данных на начальных этапах исследования. При наличии больших массивов информации используются более сложные экономико-математические методы и соответствующее программное обеспечение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)