Этапы речевого развития ребёнка в процессе онтогенеза
Онтогенез – развитие индивида. Онтогенез речи – процесс становления и развития речи отдельного индивида.
Овладение языком – длительный, многоступенчатый процесс развития языковой способности.
Речевой онтогенез необходимо знать для того, чтобы:
- отличить норму от патологии в речевом развитии;
- процесс усвоения речи при речевой патологии должен строиться с учётом закономерностей её развития в нормальных условиях.
Сензитивный период в развитии речи – от 1,5 до 5 лет. Исследователи выделяют разное количество этапов в развитии речи детей: Г.Л. Розенгарт-Пупко, М.И. Лисина – 2 этапа; М.М. Кольцова – 3 периода; А.А. Леонтьев – 3 этапа, А.Н. Леонтьев – 4 этапа.
Некоторые исследователи первый этап в развитии речи рассматривают как подготовительный и включают в него не только стадию предречевых реакций, но и стадию появления первых слов; в этом случае подготовительный период завершается к полутора или даже двум годам, далее начинается этап становления речи (М.И. Лисина, Г.Л. Розенгарт – Пупко).
А.Н. Гвоздевым выделяются этапы формирования у ребёнка грамматического строя русского языка:
- период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются всегда в неизменном виде (1,3–1,10);
- период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1,10–3);
- период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3–7).
А.А. Леонтьев выделяет три основных этапа в речевом развитии ребёнка до трёх лет:
- доречевой, разделяемый, в свою очередь, на период гуления и период лепета (примерно 0,2–0,5 и 0,5–0,11);
- дограмматический, или этап первичного освоения языка (0,11 – конец второго года);
- этап усвоения грамматики (третий год жизни).
А.Н. Леонтьев установил четыре этапа в становлении речи детей:
- подготовительный (до одного года);
- преддошколъный этап первоначального овладения языком (до 3 лет);
- дошкольный (от 3 до 7 лет);
- школьный (от 7 до 17 лет).
Наиболее общим является выделение в речевом онтогенезе двух возрастных этапов, которые резко различаются по используемым ребёнком средствам общения.
- Виды речевых нарушений, выделяемых в педагогической классификации
- Клинико-педагогический и психолого-педагогический подходы к классификации речевых нарушений
- Органические и функциональные причины нарушений речи
- Биологические и социально-психологические причины нарушений речи
- Основные причины патологии детской речи
- Критические периоды в развитии речевой функции
- Формирование речевой деятельности на дошкольном этапе
- Формирование речевой деятельности на преддошкольном этапе
- Формирование речевой деятельности на подготовительном этапе
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу