Экологические заявления как информация о конкурентных преимуществах

Информация об экологических свойствах товара может представляться в виде экологического заявления — словесной формулировки, символа или графического изображения. В настоящее время, как правило, используется словесная форма.

Специальный знак разработан и стандартизирован пока только для рециклируемой продукции — продукции, которая может быть не пущена в отходы, а переработана и возвращена к использованию в качестве сырьевого материала.

В заявлении о рециклированном содержимом применяется специальный знак — лента Мебиуса. Она знакома потребителям, так как встречается на многих упаковках в виде трех закрученных стрелок, образующих треугольник. Другие специальные знаки находятся в стадии разработки.

В экологических заявлениях может использоваться следующий ряд терминов: компостируемый (характеристика, обеспечивающая биодеградацию), сниженное энергопотребление, сниженное водопотребление, продукция с увеличенным сроком службы и др.

Стандарт (19) не допускает использовать экологические заявления с нечеткими, неконкретными или очень широко практикуемыми формулировками, подразумевающими, что продукция экологически благоприятна.

Поэтому в заявлении не должны использоваться такие формулировки, как «экологически безопасная», «экологически благоприятная», «благоприятная для почвы», «не загрязняющая»,

«благоприятная для природы», «благоприятная для озонового слоя» и др. Главное требование к экологическому заявлению заключается в том, что оно должно быть проверяемым. По существу, в этом требовании стандарт (19) не расходится со стандартами на информацию для потребителей, упомянутыми выше.

Но стандарт на экологические этикетки и декларации содержит более полные и жесткие требования к оценке и проверке заявлений.

Согласно стандарту перед тем как составлять заявление об экологических особенностях, необходимо разрабатывать критерии оценки для получения надежных и воспроизводимых результатов, требуемых для его проверки. Оценивание должно быть полностью документировано.

Методы оценки и проверки заявления нужно располагать в порядке предпочтения: международные стандарты; стандарты, признанные на международном уровне (национальные или региональные стандарты), и методы, применяемые в промышленности и торговле.

Обязательные требования к информации изготовитель может выполнять неформально, приводя дополнительные сведения, не предусмотренные стандартами и техническими условиями (табл. 17).

Эти сведения облегчают выбор товара (например, указание на сырье для мехового изделия, величину усадки одежды после стирки или химчистки).

Если изготовитель в дополнение к юридическому адресу указывает телефон организации, то, следовательно, он заинтересован в обратной связи с покупателями.

Например, тесную обратную связь с потребителями по вопросам качества товара осуществляет фирма «Марс», реализующая наряду с кондитерскими изделиями корма для домашних животных.

По специальному телефону в течение рабочего дня консультант выслушивает претензии и дает советы, как отличить подлинные фирменные упаковки от подделок, как правильно подбирать корма в зависимости от породы, возраста и размеров животного, как составлять рацион и где нужный товар в данный момент продается.

Если ситуация сложная и готового ответа нет, то консультант подключает соответвующих специалистов, ветеринарные центры и с их помощью готовит нужную информацию, а затем перезванивает потребителю.

Знаком уважительного отношения к потребителю следует считать указание изготовителем на некоторые ограничения при пользовании товаром на основе сложившегося мнения специалистов, не дожидаясь заключения и рекомендаций официальных органов.

Примером такой информации могли бы быть рекомендации в тексте на упаковке, допустим: желательной резинки — «употребление желательно после еды в течение 5—10 мин»; подгузников — «использовать для мальчиков только периодически (на ночь, на прогулку)»; сока или нектара — предостережения в случае, если они сделаны из апельсина, для людей с аллергией на цитрусовые и из томатов для страдающих заболеванием почек и суставов.

Выше изложены пожелания автора в отношении информирования потребителей об ограничениях в пользовании товарами.

На памяти автора только один пример реализации этой идеи в практике: фирма «Живые соки» сообщает в памятке о противопоказаниях к употреблению соков из отдельных ягод.

Указанные факты неформального подхода к составлению текста маркировки вносят элемент доверительности. Поэтому можно дополнить правило «три Д» четвертым «Д» — доверительность.

Рассматривая требование доверительности, следует указать на концепцию «любимых марок» или брендов «любви» («Lovemarks»), одним из проявлений которых является искренность в отношениях с потребителем.

Потребитель «любимых марок» способен простить изготовителю бренда какие-то объективные минусы функционального характера. За оплошности, встречающиеся в работе любой компании, в том числе изготовителя

«любимых марок», приходится извиняться и расплачиваться. Но проводники данной концепции подчеркивают: «Утверждают в любви не бонусы и не компенсации, а то, как это происходит… Они извинились так искренне, как извиняются старые друзья».

Неформальный подход требуется при реализации обязательного требования о необходимости предоставлять информацию о потребительских свойствах. Главную информацию потребитель получает из ярлыка, размеры которого ограничивают объем помещаемых сведений о товаре.

Поэтому целесообразно об основных потребительских свойствах информировать его опосредованно (см. табл. 17), т.е. через качественные характеристики: вид сырья (посуда обувь), вид отделки (ткани).

Сведения о сырье позволяют составить представление об основных потребительских свойствах и понять происхождение цены товаров.

Например, по таким товарам, как кожаная обувь, необходимо давать указание на материал верха всех видов данной продукции, а также на природу меха, используемого в качестве утепляющей подкладки для зимней обуви.

При информировании покупателя об основных потребительских свойствах мебели, парфюмерно-косметических товаров, товаров бытовой химии не должно быть трудностей принципиального характера, так как одни из них продаются в потребительской таре, площадь поверхности которой позволяет дать подробные сведения о товаре, другие (сложно-технические товары) имеют в комплекте эксплуатационные документы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)