Бурдье как теоретик

Анализ Бурдье строится на трех основополагающих социологических категориях: социальное поведение, социальное от- ношение и социальная структура. Эти категории видоизменяются и вновь возникают в тех областях, в которых он работает и которые исследует, прежде всего это власть, социальный порядок, институт и отношения между индивидом и коллективом.

Когда Бурдье нужно объяснить, как эти различные области познания соотносятся друг с другом, он часто обращается к таким основным социологическим категориям, как понятия социальной стратификации, организации, половой структуры и экономики.

Пытаясь понять исторические и общественные обстоятельства, создающие предпосылки воспроизводства классового общества, он часто ставит новые вопросы и постоянна дает своим эмпирическим материалам все новые толкования.

В этой работе он отчасти примыкает к французской структуралистской традиции, утверждая, что основной задачей социологии является исследование отношений между различными действующими индивидами и общественными институтами. Социология Бурдье в значительной степени строится на будничной жизни людей, поэтому он черпал вдохновение также иэ феноменологической традиции, и он исследует, как мир и общество предстают перед человеком (во времена ученья Бурдье изучал Гуссерля и Мерло-Понти).

Вращаясь в сфере обыденной жизни, человек, по мнению Бурдье, ориентируется при помощи грубых и простых категорий, типа низ и верх, вперед и назад, пространство и время, зло и добро, хорошо и плохо и т. д. Поэтому человек живет и общается в мире, сконструированном его практическим разумом, где суждения и категоризации просты и грубы.

Обычно человеческие действия и представления связаны также с различным содержанием обыденной жизни, при которой опыт формируется в том месте, где человек обретает. Бурдье считает, что именно порядок поведения в обыденной тривиальности создает структуру социального бытия.

Поэтому эмпирические исследования того, как люди в различных ситуациях и разных местах действуют и взаимодействуют друг с другом в обыденной жизни, могут также создать научное знание мыслительного мира человека, а также того, как и почему в обществе создается социальное, структурное и культурное разнообразие.

Как и гносеолог — социолог Карл Маннгейм, Бурдье ищет границы и условия существования «научного» и •социологического знания. Между ними имеется много общего, например, их взгляд на то, что понятия не являются над- историческими категориями, но инструментами постановки вопросов, а также их общая вера в значение науки для формирования условий создания утопического общества.

Поэтому возможно увидеть научную движущую силу его в представлении о том, что общество должно содействовать, «хотя бы немного, определению рационального утопизма, способности сыграть на знании вероятного, чтобы возможное превратить в будущее».

При таких комбинациях Бурдье пытается справиться с гносеологическим вопросом, как возникает знание об обыденном и как оно превращается в научное знание. Наука делает явными и очевидными мифы и символы обыденного существования, или, как когда-то сформулировал Леви-Стросс, наука из сырого мифа делает вареный.

Поэтому в научной деятельности •содержится конфликт между научным описанием и той властью, которую наука благодаря ему приобретает над человеческим существованием. Вероятно, эта проблематика и кроется за интересом Бурдье к теории Соссюра о языке, и особенно к его мысли, что особый язык науки, понятия, является лишь одним из многих способов организации и передачи знаний.

Таким образом, наука сообщает лишь один тип понимания действительности. Понятия не представляют собой «объективного» описания действительности, но выражают способ ориентации в науке. Они обозначают мир, но они не являются в прямом значении слова идентичными той действительности, которую они обозначают.

Поэтому следует осознавать ситуацию, при которой возникают знания, это можно изучать особо, как и создание научных понятий, понятий, которые сами по себе способствуют созданию социологических знаний. Итак, перед социологией, и наукой об обществе вообще, все еще стоит задача создания собственной теории познания.

Центральная мысль в теории Бурдье — что действия индивида всегда социальны и коллективны по своему характеру. Поскольку индивид вращается в различных социальных средах и принимает участие в их деятельности, он усваивает различные способы поведения и мышления.

Поскольку человек на протяжении жизни может жить в разных социальных средах и встречаться еще с большим их количеством, его способ поведения и мышления формируется под влиянием различного опыта, полученного в разных средах на протяжении его жизненного пути. При этом, то, что тогда приобретает индивид, называется габитусом.

С таким габитусом он может действовать и «естественно» вести себя в одной или нескольких таких социальных средах. Важнейшее в теории габитуса Бурдье то, что индивид и сознательно может воздействовать на него на жизненном пути, а также то, что он своим габитусом также формирует структуру и общество.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)