Агенты социализации как представители ближайшего социального окружения человека
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации.
На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр.
По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Особо следует обратить внимание на тех агентов социализации, которые и не взрослые, и не сверстники, а старшие (т.е. разница в возрасте с которыми варьируется примерно от двух до семи лет). С ними взаимодействуют в среднем, по имеющимся данным, от 10 % младших школьников до 33 % ребят раннего юношеского возраста.
Содержание и роль этого взаимодействия изучены мало, но исследование показало, что влияние старших оказывается значительно эффективнее влияния взрослых: старшие могут быть более референтны, чем сверстники, и в целом взаимодействие с ними может оказаться наиболее эффективным в процессе как стихийной социализации подрастающего человека, так и в ходе относительно социально контролируемой социализации.
Если в юности или молодости в число агентов могут входить супруг или супруга, коллеги по работе и пр., то в зрелом возрасте – собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.
Функционально, по характеру их влияния, это опекуны, т.е. лица, осуществляющие уход за ребенком, авторитеты, дисциплинаторы и учителя-наставники. Эти функции могут совмещаться в одном лице, а могут и расходиться.
Социализация человека в его взаимодействии с различными агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов.
- Основные социальные институты
- Механизмы социализации: импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, рефлексия
- Становление социальной педагогики в советский период
- Социальные подходы в российской педагогике XVIII–XIX веков
- Формирование в России социально-педагогических подходов в воспитании
- Становление теории и практики социальной педагогики
- Третий период – период развития социальной педагогики как самостоятельной науки начало ХХ века
- Второй период развития социальной педагогики за рубежом
- Начальный период развития социальной педагогики
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу